Секретарь британской Королевской академии и один из кураторов выставки Норман Розенталь признался корреспонденту "Труда", что он "искренне рад тому, что британской стороне удалось решить все юридические проблемы и экспозиция откроется для публики 26 января, как и планировалось с самого начала". Вместе с тем Норман Розенталь намекнул на то, что еще в конце декабря "была опасность" срыва выставки.
Юридические проблемы состояли, как известно, в том, что Россия опасалась, как бы живущие за границей наследники русских коллекционеров не обратились в британский суд и тот не арестовал привезенные в Лондон полотна. В конце концов британское правительство ускорило вступление в силу закона, защищающего картины от каких бы то ни было посягательств, и российская сторона получила необходимые гарантии безопасности.
Свое удовлетворение по этому поводу высказала в Лондоне и директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова: "Мы очень рады, что закон о том, что претензии третьих лиц не будут учитываться, вообще принят в Великобритании. Иначе просто невозможно отправлять вещи за границу. Не хотелось бы наступать на одни и те же грабли после истории со швейцарской фирмой "Нога". Не так давно мы были вынуждены по этой причине отказать в картине Руссо уважаемой нами галерее "Тейт". А после принятия закона уже ничего не мешает проведению подобных выставок".
Впрочем, все страхи уже позабыты, и сегодня британская пресса занята поиском эпитетов для описания восхищения от привезенных из России шедевров. Критик газеты "Гардиан" Адриан Сирль, например, назвал выставку "выдающейся, ужасной, революционной и веселой". Причем "ужасной" потому, что от небывалого количества шедевров у англичан "рябит в глазах".
- Устроители выставки действительно поработали на славу, - поделился со мной своими впечатлениями после просмотра экспозиции лондонский артдилер Джонатан Бейли. - Ведь все эти полотна были хорошо известны на Западе, но в данном случае они подобраны и сгруппированы таким образом, что зритель получает прекрасное представление о русском изобразительном искусстве начала ХХ века. Организаторы выставки показали, как под влиянием Сезанна, Гогена, Матисса, Пикассо развивался русский авангард, как он обогащался национальным содержанием и как далеко ушел в результате интересных поисков и находок".
Специальный раздел экспозиции посвящен выдающимся российским коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову, которые в свое время привезли в Россию десятки произведений французских импрессионистов. В коллекции Щукина находились 50 полотен Пикассо, 38 работ Матисса, 16 - Гогена, а у Морозова - 18 работ Сезанна. Большинство из этих творений представлены в Лондоне.
НАСЛЕДНИКИ КАРТИН ОКАЗАЛИСЬ ДЛЯ МУЗЕЯ НЕОПАСНЫМИ
Находящиеся в эти дни в Лондоне по приглашению британской Королевской академии внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко и правнук Ивана Морозова Пьер Коновалофф заверили корреспондента "Труда", что не претендуют на возвращенице им картин.
- Крупные художественные выставки в современном мире больше не являются сугубо воспитательными мероприятиями, - заявил Коновалофф. - Они имеют важное коммерческое значение и приносят организаторам значительные прибыли. Мы считаем, что музеи, владеющие этими произведениями, должны сесть с нами за стол переговоров и заключить соглашение, по которому наследники коллекционеров получали бы определенную часть от коммерческих прибылей.
Ирина Антонова, директор ГМИИ им. Пушкина:
- Недавно внук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко, специально прилетевший из Парижа, встал перед музейщиками на колени и сообщил, что все опубликованное в прессе - домыслы. У него, правда, было очень интересное пожелание - он хочет, чтобы бывший особняк Щукина, который располагается в 200 метрах от основного здания ГМИИ и находится сейчас на балансе у Минобороны, отошел нам и был включен в комплекс "Музейного городка", проект которого сейчас утверждается. И потом, при подготовке выставки к юбилею Щукина, Делок-Фурко передал в дар нашему музею шесть полотен из коллекции деда. Этот человек полон самых добрых чувств.
Андре-Марк Делок-Фурко, внук С. Щукина:
- Россия в нынешнем виде - это, конечно, не Советский Союз, и думаю, что со временем компенсация в том или ином виде должна из России прийти наследникам, так как в демократическом строе не может быть конфискации без компенсации. Моя мать еще в 1993 году направила письмо в адрес президента Бориса Ельцина с просьбой предоставить нашей семье определенные условия, необходимые для нормальной легализованной передачи искусства государству. И все вопросы, которые я поднимал сейчас в связи с коллекцией моего деда, относятся именно к этому письму - соблюсти формальности и узаконить "кражу красоты", ни о какой передаче полотен обратно речи не идет...