ПРИРОЖДЕННЫЕ ЛИКВИДАТОРЫ

С какого момента своей жизни наш гражданин может считать себя пострадавшим от действий государства? И может ли требовать повышенной пенсии, скидки на лекарства или на оплату жилплощади, если по вине властей подвергся негативному воздействию вскоре после момента своего зачатия?

Именно так поставил вопрос перед Конституционным судом РФ суд Центрального района Челябинска. Челябинские судьи, дважды рассматривавшие иск одной из жительниц закрытого административно-территориального образования Озерск к системе социального обеспечения, так и не смогли определить, имеет ли она право считаться ликвидатором последствий катастрофы на "Маяке" в 1957 году, если ее мать, убирая смертельно опасный "атомный" мусор, была беременной. Истица, имени которой я по понятным причинам не назову, родилась через полгода после аварии и, выходит, подвергалась действию радиации, пребывая в материнском чреве.
Напомню, что ПО "Маяк" - это градообразующее предприятие ЗАТО Озерск. Здесь перерабатывают ядерное топливо, производят уран, плутоний и радиоизотопную продукцию. По подсчетам местных экологов, за пятьдесят с небольшим лет работы на комбинате произошло 17 радиоактивных выбросов. А в сентябре 1957 года, когда взорвалось хранилище жидких радиоактивных отходов, выброс был лишь немногим меньше, чем в Чернобыле. И какая разница, что взрыв был не ядерный, а тепловой? Вредоносность образовавшейся громадной зараженной территории - восточно-уральского радиоактивного следа - от этого не уменьшилась...
В ликвидации последствий "маяковских" аварий, по данным тех же экологов, в разные годы принимали участие более двух тысяч беременных женщин. Мать нашей истицы разгребала радиоактивный мусор как раз после самой серьезной, 1957 года. И вот ее дочь почти полвека спустя, подходя к пенсионному возрасту с целым букетом специфических болезней, решила выяснить, имеет ли она те же льготы ликвидатора, что и ее мать.
Я был на первом заседании Центрального райсуда в октябре прошлого года. Тогда еще не родился термин "внутриутробные ликвидаторы", суд вообще не знал, как подступиться к делу, и в итоге постановил в иске отказать. Не убедили его и документальные доказательства, которые предъявила следствию представитель группы "Экозащита" Надежда Кутепова, общественный ходатай по этому делу. Вряд ли подействовали комбинатовские аргументы, среди которых два выделялись особенной экстравагантностью: "радиация бывает и полезной" и "а вы докажите, что, будучи плодом, вы являлись частью тела своей матери". Скорее, суд порадел за государственные интересы - это какая же очередь потом выстроится за льготами, а бюджет нерезиновый. Тем более что многие из тех "внутриутробных ликвидаторов", кто ныне живет в Москве, Екатеринбурге и Одессе, уже обратились за юридической помощью в ту же "Экозащиту". Им проще - они свободны от ненавязчивого сервиса руководителей ЗАТО и могут без опаски побороться за свое право на здоровую окружающую среду. Чего, увы, не скажешь о жителях Озерска, Снежинска и других закрытых городов, разбросанных по всей стране. Пусть их зависимость от местной администрации и не такая жесткая, как при сталинском крепостном праве, но и сегодня не только работа - вся их жизнь в ЗАТО зависит от главного "ящика". И время против них: к примеру, пока шел процесс сбора документов для судебного разбирательства, от болезней, вызванных внутриутробным облучением, умерла дочь Софьи Зубаревой, еще одной истицы по этому делу, а затем скончалась и она сама...
После отказа в районном суде Кутепова и ее отважная подзащитная обратились в областной. И в декабре прошлого года он отменил решение Центрального районного суда и вернул дело на повторное рассмотрение. В результате райсуд и решил обратиться к конституционным судьям. Кутепова объясняет: "Внутриутробных ликвидаторов пытаются причислить к пострадавшим потомкам, что неверно по самой сути, ведь потомки - это те, кого не облучали, кто был в безопасности, пока облучали их родителей. На деле же эти люди сами были непосредственными участниками ликвидации, пусть и в утробах своих матерей. Теперь для того чтобы разрешить проблему, суд обратится в Конституционный суд РФ с запросом о том, соответствует ли Конституции РФ федеральный закон N 175 в части отсутствия в нем категории внутриутробных ликвидаторов. Что и было рекомендовано ему областным судом при отмене предыдущего решения. Внутриутробные ликвидаторы не виноваты в том, что ПО "Маяк" не сообщил об их существовании в Госдуму, когда та в свое время принимала этот закон".
22 января обращение граждан Челябинской области в Конституционный суд поддержало Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом). По словам его пресс-секретаря Игоря Конышева, сам государственный орган не может быть инициатором рассмотрения вопроса, в КС имеют право обратиться либо граждане, либо регионы. Он добавил, что фактически речь идет о восстановлении исторической справедливости.
Вот теперь задумаются конституционные судьи. И есть о чем, ведь при широком толковании "внутриутробными ликвидаторами" последствий советских экспериментов над природой и населением можно посчитать всех до единого жителей России старше 16 лет. Представляете, что начнется?