...Подходя к холму, я с беспокойством оглядываюсь вокруг: мне кажется, что вот-вот из травы выползет шипящая гадюка. Хотя какие змеи могут быть здесь, в каких-то пятнадцати метрах от оживленного шоссе! Но как не вспомнить о гадах ползучих, когда именно в этих краях, вот в этом самом месте, по всей вероятности, и произошло событие, о котором ныне известно любому ученику средней школы. Впервые о нем упомянул новгородский летописец: "Иде Олег к Ноугороду, и оттуда в Ладогу. Друзии же сказають, уклюну змиа в ногу, и с того умре: есть могыла его в Ладозе". Спустя столетия то же самое событие описал А.С. Пушкин:
Из мертвой главы гробовая змея,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента,
вкруг ног обвилась,
И вскрикнул
внезапно ужаленный князь.
Читатели, конечно, догадались, что речь идет о легенде, на основе которой была написана знаменитая "Песнь о Вещем Олеге". Она повествует о смерти от укуса змеи киевского князя Олега, которого за прозорливость и мудрость прозвали Вещим.
Погиб Олег, судя по всему, в 912 году в Старой Ладоге. Здесь же, согласно легенде, его и похоронили, оставив над могилой высокий курган, который хорошо виден из староладожской крепости. Насыпанный на крутом берегу реки Волхов, которая делает в том месте крутой поворот, он считается самой высокой среди вытянувшихся вдоль реки сопок, появившихся еще в дохристианские времена.
Каждый житель Старой Ладоги, которая до 1704 года называлась просто Ладогой, знает, где находится Олегова могила. Вещий князь не просто считается покровителем и символом этого села. Он, можно сказать, неизменно присутствует в повседневной жизни староладожцев. С его именем связано немало историй, в том числе и весьма забавных. Вот одна из них. Жил в Старой Ладоге истопник Олег Могильников. Все его хорошо знали, мужиком он был бесхитростным, а потому сельчане запросто называли Олегом Могилой. И вот приехали как-то посмотреть на здешние достопримечательности туристы. Идут по улице и спрашивают повстречавшегося местного жителя: "Где найти могилу Олега?" Прохожий подумал, почесал затылок и степенно произнес: "Где искать? Наверное, он дома или на работе!"
Об этом анекдотическом случае мне рассказала директор музея-заповедника "Старая Ладога" Людмила Александровна Губчевская. От души посмеявшись, я спросил у нее, как же все-таки попал Олег в Ладогу, имея в виду, разумеется, не истопника, а князя.
"Все дело в том, - сказал она, - что Рюрик, приглашенный править Русью, сначала - в 862 году - пришел на Ладогу, ставшую таким образом первой столицей русского государства. Вместе с ним здесь оказался и его сподвижник варяг Олег. Потом Рюрик обосновался в Новгороде. После его смерти правителем Руси на многие годы стал Олег, формально считавшийся опекуном-воспитателем малолетнего князя Игоря. Олег успешно воевал с многочисленными врагами, регулярно совершал дальние походы и подчинил своей власти земли и города, в том числе Смоленск, Полоцк, Киев. Не устоял перед ним и Царьград, к вратам которого он прибил свой щит.
После очередного похода на греков князь Олег, многие годы правивший в Киеве, решил не возвращаться в этот город, а идти на Ладогу, где и умер. Хотя и существует версия, что он все-таки пришел в Киев и что его могила находится именно там, все же более правдоподобным выглядит предположение о том, что он похоронен именно здесь, в Старой Ладоге, в окрестностях которой находится Дружинный могильник. Там обрели вечный покой многие из тех, кто пришел на Русь вместе с Рюриком и Олегом. Возможно, что, почувствовав приближение смерти, Олег, которому уже было около семидесяти лет, захотел, чтобы его похоронили рядом со своими воинами".
Можно допустить также, что после успешного похода на греков Олег решил поклониться праху своих сподвижников, и прежде всего Рюрика, могила которого, согласно другой легенде, также находится в окрестностях Старой Ладоги. Рюрика, кстати сказать, похоронили в золотом гробу в одной из многочисленных пещер и подземных галерей, прорытых в окрестностях Старой Ладоги (вход в некоторые из них начинается у Олеговой могилы). Происхождение подземных ходов и их назначение до сих пор не выяснено. Изучение галерей началось еще в XIX веке. Гроб Рюрика искали и военные, и монахи. Но, согласно преданию, славянские боги, охранявшие прах легендарного пришельца, не пустили их в пещеру, где хранились несметные богатства. Немало искателей приключений, пытающихся найти в подземелье золотой гроб Рюрика, находится и в наше время. Но - боги по-прежнему на страже.
Вполне возможно также, что Олега привела в Старую Ладогу другая причина: он захотел проверить, как обстоят дела в главном северном форпосте. Ведь именно здесь в ходе недавних археологических открытий была обнаружена каменная крепость времен правления Олега. Вплоть до XIII века она оставалась единственным каменным оборонительным сооружением Древней Руси.
Кто знает, может быть, приехав в Ладогу по одной из вышеуказанных причин, Олег действительно был укушен змеей и умер. Напомним, что, согласно легенде, волхвы предсказали Олегу смерть от собственного коня. Пришлось князю расстаться с ним. Спустя годы он вспомнил о коне и поинтересовался его судьбой. Ему ответили, что коня давно нет на свете. Олег решил побывать на могиле любимца, где и получил смертельный укус. Так это было на самом деле или нет - не известно. Но ясно, что легенда о змее возникла не на пустом месте. Дело в том, что змеи издавна облюбовали окрестности Старой Ладоги. Их миграция и сегодня проходит через реку Волхов. Неподалеку от Старой Ладоги даже существует деревня Гадово. Найдены здесь также захоронения с конскими черепами.
Но возможно, что легенда эта имеет в основе своей и нечто другое, далекое от банального укуса гадюки. Вполне вероятно, что, почувствовав приближение смерти, Олег решил приготовиться к встрече с древнеславянским богом Велесом.
На севере Руси Велес был известен как бог подземного царства, загробного мира. Его отождествляли с нечистой силой в виде змея. И не исключено, что, рассказывая об укусе змеи, древний автор имел в виду кончину Олега, отправившегося в царство змея-Велеса. Вполне возможно, что образ змеи в летописи передан не в буквальном, а в переносном смысле. Ведь не случайно некогда рядом с нынешней Олеговой могилой находилось капище Велеса, где был омут, в который кидали девушек, принося их в жертву богу-змею.
И не в честь ли избавления от Велеса была создана фреска "Чудо Георгия о змии", которая и ныне украшает построенный в XII веке в Старой Ладоге Георгиевский собор? Напомним, что легенда о святом Георгии попала на Русь из Византии. Воин-мученик Георгий Победоносец жил в III-IV веках. Он имел высокий военный чин. Во время гонений на христиан ему отрубили голову. С именем Георгия связана легенда о змее-людоеде. Он поселился на болоте возле языческого города. Ему отдавали на съедение юношей и девушек. И вот очередь дошла до царской дочери. Об этом узнал Георгий, проезжавший на коне через город. Он вступил в схватку со змеем и победил, заставив припасть его к своим ногам. Спасенная царевна провела змея с веревкой на шее "как послушного пса" по улицам города. Жители восприняли случившееся как чудо, после чего приняли христианство.
Легенда о святом Георгии сильно перекликается с летописными сообщениями о жертвоприношениях древних славян в честь змея Велеса. Фреска "Чудо святого Георгия о змие" символизировала победу христианских идей над языческими порядками. Но на фреске в соборе святой Георгий изображен без копья, которое мы привыкли видеть, скажем, на гербе Москвы и на других изображениях святого Георгия. Согласно первоисточникам, святой Георгий вовсе не поражал копьем змея-дракона. Он победил его с помощью молитвы. Изображение Георгия, укрощающего словом нечистую силу на храме в Старой Ладоге, можно считать уникальным. У него нет аналогов в древнерусской живописи.
Так что, вполне вероятно, змей, пораженный святым Георгием, и змей, с которым в недобрый час встретился Олег, то есть Велес, имеют много общего.
Что же касается могилы Олега, то в 1820 году ее попытались раскопать археологи. Они вырыли шурф в виде колодца, на дне которого нашли обгоревшие кости, нечто похожее на задвижку замка, древесные угли, двушипный железный дротик длиной около 34 см. И все.