АНТОНИНА СЕРЕДИНА: ВЫГРЕБЛА ВОПРЕКИ СУДЬБЕ

Читатели "Труда", возможно, отметили для себя цикл материалов, в которых мы рассказываем о непростых, иногда крайне драматических судьбах "звезд" спорта, оказавшихся после завершения спортивной карьеры на обочине жизни. Но есть люди, которые и сами выстояли, и находят в себе силы помочь другим. Одна из них - двукратная олимпийская чемпионка по гребле Антонина СЕРЕДИНА.

Жизнь великой спортсменки разделилась как бы на две половины. Первая, вплоть до 1973 года, представляла собой блестящую вереницу достижений и на водных трассах, и на тренерском посту. Вторая стала временем подведения итогов, воспитания дочери, трудного выживания при очень скромной пенсии. Середина выстояла. Знакомых и друзей она поражает твердым характером.
- Он у меня от мамы Федосии Петровны, - говорит Антонина Александровна. - У нее жизнь была сплошной борьбой за выживание, за кусок хлеба для детей. Представьте себе тверскую деревню в 30-е годы, когда крестьянские руки заменяли все - и трактор, и лошадь. А у нас в семье в 41-м было семь детей.
Самым страшным стал 42-й год. Мужики на фронте. В деревне начался голод. Мать из сил выбивалась, но все равно ели мы более или менее прилично лишь два-три дня в неделю. Сестра Маша умерла в 15 лет от истощения. А мне пришлось в 13 выполнять мужскую работу, чтобы заработать в колхозе трудодни. В школу ходили за 7 километров от деревни. Обуви не было. Топали в лаптях, на пороге школы их снимали. В класс заходили босиком.
- Как же удалось выдержать все это?
- В деревне быстро взрослеешь. Я в 44-м и хлеб молотила, и лен обрабатывала, и еду добывала. Ну и от природы крепенькой была. Благодаря маме привыкла каждый вечер купаться в речке Медведице. Ходили туда с весны и до осени - это здорово закалило.
Сразу после войны пошла в строительный техникум - спасибо маме, которая жестко требовала от меня: "Учись! Иначе пропадешь..." И действительно, именно в техникуме я приобщилась к спорту. Я и бегала, и плавала, и в волейбол играла, и на лыжах ходила. Впоследствии меня усиленно приглашала в лыжную школу знаменитая чемпионка мира Зоя Болотова, но к тому моменту я уже "заболела" греблей на байдарке.
- И кто же вас тренировал?
- Мне улыбнулось счастье: заметила чемпионка СССР Мария Николаевна Фадеева. Она родом тоже из Твери и часто бывала в нашем городе. С нею мы преодолели многое. Мне, например, не давали стипендию, как другим мастерам спорта, поскольку тренеры сборной считали меня бесперспективной в 24 года. И Фадеева отвозила в "комиссионку" свои вещи, книги, чтобы выкроить какие-то деньги на мое питание. На какие же жертвы ради меня она шла! Позднее, став олимпийской чемпионкой, я часто ходила в те же магазины и покупала книги, чтобы восстановить библиотеку Марии Николаевны.
- Антонина Александровна, 15 лет вы защищали честь сборной страны, почти столько же воспитывали молодежь. Как складывалась ваша тренерская судьба?
- Я постаралась продолжить те уроки мастерства, что преподала мне Мария Фадеева. В моей группе оказалось целое созвездие талантов. Но настоящим "бриллиантом" называю свою воспитанницу Юлию Рябчинскую. В 1969 году она пришла в мою группу и уже через два года выиграла чемпионат мира. На следующий год победила на Олимпиаде в Мюнхене в самом сложном виде - на байдарке-одиночке. Все предвещало ей долгую карьеру - прекрасная техника, душевные качества, мужество. А весной 73-го произошла чудовищная трагедия. Во время мартовских сборов на юге страны катер рыбаков на полном ходу врезался в ее лодку, и Юлия, потеряв сознание, упала в воду. Нашли ее, увы, слишком поздно. Мои попытки возбудить уголовное дело ни к чему не привели: свидетелей зверского удара не нашли. Я долгие годы переживала эту трагедию. С той поры и тренерские дела меня не очень вдохновляли. Не лежало у меня к этому сердце.
- Как вам удавалось сохранять оптимизм, веру в будущее, когда вы оказались, образно говоря, "на мели", существуя на скромную пенсию?
- На помощь пришла давняя подруга Анна Алешина, возглавляющая общество "Спартак". Благодаря ей, помню, нашли спонсора, который оплатил дорогу на Олимпиаду среди ветеранов в Брисбене. Потом я и сама выручала бедствующих гребцов с помощью Союза спортсменов России, куда меня привлекла трехкратная олимпийская чемпионка Галина Горохова. Помогала, чем могла, "звездам" нашей гребной команды 60-х годов. Мы поддерживаем таких известных мастеров, как чемпионы мира Геннадий Бухарин, Нина Гопова. Это и подарки, и помощь в решении жилищных проблем. На днях поеду в Новгород узнать, в чем нуждаются местные гребцы.
Кстати говоря, сейчас я ищу нового спонсора, чтобы самой поехать на очередные Игры ветеранов в Канаду. Самое удивительное, по сей день в гребной школе "Буревестника" хранится моя байдарка, на которой я дважды выиграла Олимпиаду в Риме, а затем "бронзу" на Играх-68 в Мехико. Возможно, что эту лодку и повезу в Канаду.
- Профессиональный вопрос. На Олимпиаде в Афинах наши мастера байдарки не вошли даже в тройку призеров. Чем вы объясняете такой спад результатов?
- Причины на виду. У нас никто не занимается производством лодок, весел. Мы целиком зависим от импортных производителей, хотя в свое время в Петербурге успешно работала спортивная судоверфь. Разве не смешно, что мы по-прежнему дорожим датской лодкой, которую закупили для меня еще 45 лет назад? Между тем в гребле инвентарь с каждым годом модернизируется, - это стало основным средством повышения скорости.
Рано еще говорить и о том, что спорт доступен для нашей детворы, - и в бассейне, и в зале за все надо платить. Абонемент далеко не всем по карману. В моей семье растет внук Коля, которому 3 года. Теперь у меня одна из главных забот - как помочь ему приобщиться к спорту. Малыши в большинстве семей лишены возможности заниматься с 4-5 лет плаванием, гимнастикой, футболом, хоккеем. А гребцы активно тренируются в основном в одной лишь школе - спартаковской.
Мое твердое убеждение: здоровье россиян зависит в первую очередь от того, сможем ли мы вовлечь их в занятия спортом еще в детских садах. Если малышу не дали этой радости - познать спорт и физкультуру, потом его будет трудно уговорить пойти в спортивную секцию, в бассейн, на каток. Этот рубеж надо преодолеть как можно раньше. Тогда мы увидим на наших аренах новых героев.