КАК ВЫРАСТИТЬ АЛМАЗ

- Ну, вот и наше хозяйство, - доктор наук Юрий Пальянов, заведующий лабораторией кристаллизации и минералогии алмаза, показал на необычные установки. Массивные стальные детали и блоки выглядели очень внушительно и солидно. Броня, как говорится, крепка... Сейчас в них растут кристаллы.

Так состоялось мое знакомство в Институте минералогии Сибирского отделения РАН с необычной лабораторией, моделирующей процессы, происходящие в земных недрах на огромных глубинах и выращивающей кристаллы алмаза. Причем не какие угодно, а обладающие теми физическими свойствами, которые заранее задают им ученые.
Как пояснил Юрий Николаевич, искусственные алмазы делятся на две категории. Одни используются в основном для производства алмазного инструмента. Как правило, это кристаллы низкого качества. Те, что высшей пробы, используются в высокотехнологических областях науки и техники и ценятся соответственно на порядок выше. Именно их получение и осваивают сибиряки. Оказывается, помимо традиционной уникальной твердости, алмаз обладает и рядом других необычных свойств. К примеру, его теплопроводность в пять раз выше, чем у меди. Не проблема превратить его и в полупроводник. Тогда он станет идеальным материалом для создания полупроводниковых приборов с принципиально новыми свойствами.
Тут возникает вполне резонный вопрос: почему же до сих пор электроника не переключилась на алмазные полупроводники? Оказывается, все дело в том, что пока о крупномасштабном производстве искусственных кристаллов речи не идет. Требуется немало времени, чтобы получение алмазов искусственным путем вышло из стен научных лабораторий.
- Эти алмазы, - Юрий Николаевич демонстрирует мне в небольшой стеклянной коробочке два желтых кристалла весом в шесть карат (один карат - 0,2 грамма), - росли 300 часов. Можно сказать, что по целому ряду характеристик им нет равных в мире. Ноу-хау новосибирских ученых при "взращивании" искусственных алмазов заключается в том, что в аппаратах на исходный материал - обычный графит - оказывается всестороннее давление, тогда как в других лабораториях мира применяется так называемое одноосевое. Именно этот нюанс и закладывает существенную разницу в физико-химических свойствах.
Спектр применения этих алмазов широк. Недавно их опробовали в рентгеновских установках в качестве оптического материала, где они зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Другая область применения - моделирование процессов, происходящих в недрах Земли на глубинах в сотни километров. Тут кристаллы выступают в качестве "алмазных наковален", между которыми закладывается исследуемый материал. Наши камни должны выдерживать давление до одного мегабара, поясняет Пальянов, что соответствует одному миллиону атмосфер. Для сравнения - в земной толще на глубине в 300 километров оно в десять раз меньше.