ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ХОЗЯИНОМ ОСТРОВА В ОКЕАНЕ?

Кто из нас не мечтал в детстве забраться на таинственный остров в океане, где не бывал никто, кроме легендарных пиратов, и где еще до сих пор, может быть, зарыты их сокровища? Для меня эта мечта сбылась неожиданно под Новый год, когда журналистская судьба забросила на остров Муоен, затерянный в Индийском океане.

Этот маленький кусочек суши (450 метров в длину и 250 - в ширину) входит в Сейшельский архипелаг и, в сущности, представляет собой скалу, густо заросшую тропической растительностью. Все 600 миллионов лет своего существования островок был совершенно необитаем и, согласно старинному преданию, единственными его посетителями были джентльмены удачи.
Трудно себе представить, что они тут делали, поскольку пальмы и прочая тропическая зелень растут здесь так тесно, что редкий кокос, сорвавшись с высокой ветки, долетает до земли. Да и никакой другой пресной воды, кроме дождевой, здесь никогда не было. Историки предполагают, что флибустьеры ценили Муоен за отдаленность от известных морских путей и защищенность от ветров. Будто бы использовали его как перевалочную базу и своеобразную "камеру хранения" - закапывали награбленное.
Новая история острова связана с именем английского журналиста Брендона Гримшоу, который купил Муоен в 1962 году. "Я родился в 1925 году в Йоркшире и, честно говоря, с детства недолюбливал кислую английскую погоду, - рассказывает хозяин острова. - Став журналистом, писал сначала в местной, а потом в нескольких лондонских газетах. И как только представилась возможность, уехал работать в Африку. Уже будучи редактором газеты в Дар-эс-Саламе, много ездил по окружающим городам и весям и однажды попал на Сейшелы. Необыкновенная природа этих островов произвела на меня такое потрясающее впечатление, что я сразу решил бросить тут якорь после выхода на пенсию. Случайно узнал, что продается Муоен.
"Когда мы с другом преодолели на моторной лодке 6 километров, отделяющих Муоен от столицы государства - Виктории, и увидели этот островок, заросший пальмами и манговыми деревьями, как головы "битлов" волосами, я сразу решил, что куплю его, чего бы это ни стоило", - вспоминает журналист.
А стоило это по тем временам не так уж дешево. Гримшоу заплатил за остров 8 тысяч фунтов стерлингов (около 12 тысяч долларов). При продаже бывшая хозяйка поставила условие: покупка будет признана недействительной, если новый владелец убьет на острове хоть одно живое существо.
Впрочем, с живыми существами на Муоне было напряженно. Отсутствие пресной воды делало его непригодным не только для людей, но и для всякой живности. Единственными животными, обитавшими тогда на острове, были, по словам Гримшоу, крысы. Он до сих пор не может понять, как они утоляли жажду.
В тот момент, однако, такие подробности его мало интересовали. Купив остров и удовлетворив таким образом свои амбиции, Гримшоу вернулся к своим журналистским обязанностям и отсутствовал на острове 11 лет.
Между прочим, именно в этот временной промежуток Гримшоу неожиданно для себя совершил необычное путешествие по Советскому Союзу. Однажды на каком-то официальном приеме в Танзании сказал советскому послу, что никогда не был в СССР и мечтает прокатиться на транссибирском экспрессе из Владивостока в Москву. На дворе стоял 1967 год, и Сибирь была почти недоступна для западных журналистов. Скоро посол сообщил, что билеты заказаны и визы готовы. Более всего из этого семидневного путешествия англичанину запомнилось то, что официантки в вагоне-ресторане не знали ни одного языка, кроме русского, и, чтобы заказать курицу, ему приходилось кукарекать.
В 1973 году Гримшоу вспомнил про свое сейшельское владение и решил поселиться там навсегда. Но сделать это было весьма непросто. На острове не было никакого жилья. В лесной чаще оставались лишь развалины легкой креольской времянки, некогда построенной кем-то из случайных поселенцев. Логично было бы предположить, что новый хозяин пригласит опытных строителей, которые возведут на острове современный дом и проложат необходимые коммуникации. Но идея создания роскошной усадьбы Гримшоу не прельщала. Вместо того чтобы приспосабливать природу к себе, он решил сам приспособиться к природе и создать на Муоне уникальный естественный заповедник.
Вскоре рядом с Гримшоу появился молодой слуга - креол Рене Лафортюн. Для начала подновили креольское жилище, а затем занялись "инвентаризацией" островной растительности. Определили, сколько и каких деревьев растет на острове, пробили в зарослях пешеходные тропинки.
"Что меня раздражало, - рассказывает Гримшоу, - так это отсутствие живности. Первым делом постарались привлечь сюда птиц. Поставили кормушки с рисом, но птицы никак не хотели лететь на Муоен. И вдруг просыпаюсь однажды от непривычного шума. Боже, да это же птицы щебечут!"
Вслед за птицами "Робинзон" и "Пятница" заселили остров огромными слоновыми черепахами. Они прекрасно прижились на гранитных скалах и с удовольствием питаются плодами деревьев.
Было бы наивно полагать, что ушлый англичанин не попробовал предпринять поиски пиратских сокровищ. Вместе с Рене они провели немало времени с лопатами и кирками, но, кажется, кроме двух старинных захоронений, так ничего и не обнаружили. Тем не менее, думаю, в чисто туристических целях Гримшоу объявил, что оба откопанных скелета принадлежат неизвестным пиратам, и позже перезахоронил их на "пиратском" кладбище, где также упокоил прах своего отца и приготовил место для самого себя.
Что до сокровищ, то на Сейшелах до сих пор ходит легенда, будто много лет назад молодая креолка с острова Маэ увидела во сне клад, закопанный на Муоене между могилой пирата и стоящим неподалеку манговым деревом. Причем сама девушка никогда на Муоне не была и места этого в глаза не видела. Говорят, что, услышав об этом сне, Гримшоу взялся копать в указанном месте, но тут поднялся сильный ветер и на голову ему упали два кокосовых ореха. Кладоискатель воспринял это как предупреждение духов и навсегда отказался от идеи поиска пиратских сокровищ.
Легенда эта и поныне интригует многочисленных туристов, посещающих Муоен. Хозяину острова туристы нужны не столько для увеличения доходов (хотя лишние денежки 76-летнему современному Робинзону не мешают), сколько для покрытия расходов на поддержание многообразных нужд заповедника. По договоренности с Гримшоу одна из местных турфирм 5 раз в неделю привозит на Муоен по 30 посетителей. Они проводят здесь целый день, прогуливаясь по узким тропинкам и рассматривая экзотические деревья, каждое из которых снабжено соответствующей табличкой. А Пятница и его хозяин зорко следят, чтобы гости вдруг чего не напортили.
Среди гостей было и немало знаменитостей. Не так давно с большой свитой пожаловал король Иордании Абдалла. А чуть раньше приезжал египетский киноактер Омар Шариф. Видел Гримшоу на своем острове и нескольких важных туристов из России.
Образ жизни, который ведет владелец острова, можно назвать вполне аскетичным. Хотя температура нередко переваливает за 30 по Цельсию, старик никогда не пользовался кондиционером. Правда, с недавних пор у него есть телевизор и даже мобильный телефон, но пользуется он ими редко. "Нет у меня времени на эти глупости", - отмахивается Гримшоу. Единственное, о чем мечтает, - скопить денег на установку спутниковой тарелки, которая даст ему возможность смотреть матчи английского футбольного первенства. С детства болеет за "Ливерпуль"...
На мой вопрос, не думал ли он о продаже острова, Гримшоу отрицательно качает головой. Нет, продавать не собирается. Он уже давно принял решение о будущем острова. Гримшоу и слуга Рене, а также близкие друзья учредили специальный фонд, с помощью которого после смерти хозяина будет создан заповедник.
"Пусть крепко подумают, - советует Гримшоу. - Дело это непростое, да и ответственность немалая. Остров в океане - это вызов!"