ПРОФСОЮЗЫ: ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Почему на заре ХХ века возникли профсоюзы? За что ратовали и как выстояли в подчас тяжелейшей борьбе? Кому и насколько необходимы они сегодня? Что в их роли и функциях время упраздняет, а что оставляет или видоизменяет? Чем призвано заниматься профдвижение, каково его место в современном мире и в странах СНГ в ходе реформ? Эти и многие другие вопросы вновь и вновь ставит перед нами жизнь, подвергая организацию трудящихся очередному экзамену.

Оглядываясь на вековой путь профсоюзного движения, нельзя не вспомнить, что представляли собой профсоюзы нашей страны за 70-летний советский период. В начале 90-х и от зарубежных коллег, и от многих отечественных политиков, общественных деятелей, ученых мы слышали утверждение, что в СССР-де вовсе и не было настоящих профсоюзов. И что только теперь то ли появились, то ли вот-вот появятся истинные, свободные и т.д. профорганизации, которые действительно будут выражать и защищать коренные интересы трудящихся. Возникла целая теория относительно "свойственных" и "несвойственных" им функций. Сейчас преобладают более взвешенные оценки, но дебаты о "несвойственных профсоюзам функциях", похоже, не скоро прекратятся.
Кто и по каким критериям эти самые функции определил? Если ориентироваться на критерии коллег из стран Запада, то эти утверждения опровергаются той "белой завистью", какую они же и испытывали (по собственным признаниям многих) к наличию, например, в бывшем СССР профсоюзной трудовой инспекции. К числу "непрофильных" нередко относили культурно-массовую, спортивную работу, организацию отдыха, санаторного лечения, туризм. Но ведь и многие западноевропейские профсоюзы такую деятельность ведут, только используя для этого принадлежащие им коммерческие структуры.
Но главное не в этом. Профсоюз есть организация трудящихся и должен заниматься всем тем, что им, трудящимся, нужно. Ну и что, если не вписывались в эти каноны, скажем, народные театры? Но они тогда не только были нужны людям труда, но и являлись для них выражением тяги к творческой самореализации. Необходимо было в интересах трудящихся организовывать летний отдых детей - это тоже стало профсоюзным делом. И когда уже в наши дни возникает необходимость в их же интересах проводить забастовку - это тоже дело профсоюзное.
Государство передало профсоюзам ряд функций, которые в других странах ими не выполняются. Сделано это было в расчете на то, что они как самые массовые организации, ближе всего понимающие нужды наемного работника, лучше с этим справятся. Не все получалось одинаково хорошо. Но когда, к примеру, в ряде стран СНГ у профсоюзов отобрали социальное страхование, тут же резко повысились административные расходы, связанные с ним, появились прямые злоупотребления. Разве это не доказывает, что профсоюзы в этом случае "хозяйничали" лучше?
Да, некоторыми своими правами профсоюзы пользовались недостаточно, иногда формально. Однако правильно ли было начинать демократизацию с того, чтобы, как это сделали в ряде стран Содружества, лишить их законодательной инициативы? Может быть, и не сумели профсоюзы совершить "демократическую революцию" на рабочих местах, используя рабочие собрания и производственные совещания. Но известно, что с советского образца в известной мере "списывались" законы иных западноевропейских стран об участии трудящихся в управлении производством. Так не правильней ли было бы лучше применить это наше ценное достояние, а не выбрасывать его?
Было в практике советских профсоюзов и такое, что необходимо помнить и однозначно оценивать. Это - безропотное принятие теории (и практики) "приводного ремня", отчего взаимоотношения с монопольно правящей партией были просто административным подчинением. От такого унизительного положения профсоюзы избавились в значительной степени только на волне демократизации через памятные решения пленума ВЦСПС 1989 года... Стоит помнить и ситуацию, когда профсоюзы рассматривались как некое "кладбище партийных кадров".
Глядя в прошлое и без розовых, и без черных очков, можно отметить, что профсоюзы при всех ограничениях были для людей труда определенной гарантией той самой уверенности в завтрашнем дне, которая объективно как бы и не устраивает некоторых радикалистов от реформ.
Какое место жизнь отведет профдвижению в дальнейшем? Это во многом зависит от происходящих в мире процессов глобализации экономики, бурного развития информационно-коммуникационных технологий. К сожалению, эти процессы еще недостаточно изучены профдвижением, и оно не находит на них адекватного, как любят сегодня говорить, ответа. Мы в ВКП исходим из того, что они носят объективный, неизбежный характер. К сожалению, их развитие идет без достаточного учета социального фактора, иногда в ущерб уже закрепленным и в развитых странах рыночной экономики правам трудящихся и профсоюзов. А в развивающихся государствах глобализация не ведет к уменьшению числа безработных и бездомных, нищих и голодных, неграмотных и неизлечимо больных, которые исчисляются сотнями миллионов. Поэтому профдвижение активно выступает за придание глобализации "человеческого лица", за ее наполнение социальным содержанием.
Для нас это не отвлеченная теория. Совсем недавно московские профсоюзы успешно провели акции в отношении известной транснациональной фирмы "Макдоналдс" (известной, в частности, своей антипрофсоюзной позицией в мире). Борьбу против действий некоторых западных транснациональных компаний ведут и профсоюзы Казахстана. Так перекликаются выступления профсоюзов стран СНГ в отношении конкретных международных фирм с общей борьбой мирового профдвижения за придание глобализации последовательно гуманных форм.
Подобное можно бы сказать и об акциях профсоюзов ряда стран СНГ в защиту коренных прав трудящихся, их организаций. Акции в отдельной стране вплетаются в общемировую, глобальную такую борьбу.
Вот свежее событие: в результате упорных и многообразных выступлений российских профсоюзов удалось воспрепятствовать принятию Государственной Думой нового Кодекса законов о труде. В нынешней его редакции кодекс на деле означал бы возможность введения на предприятиях 12-часового рабочего дня, лишал профорганизации их важнейших защитных функций, приводил к замене коллективных соглашений и колдоговоров индивидуальными срочными трудовыми контрактами. Конечно, еще рано говорить о победном окончании этой непростой коллизии, но нынешний промежуточный успех нельзя недооценивать. Серьезное противостояние попыткам ограничить права профсоюзов и вмешаться в их внутренние дела вот уже несколько месяцев ведет профдвижение Белоруссии... И не случайно борьба российских и белорусских коллег вызвала столь широкий, поистине всемирный отклик в других странах.
Эти события дают ответ еще на одну проблему, которая обсуждается в профсоюзах мира на протяжении почти столетия: допустимо ли и, если да, то в какой мере участие профдвижения в политической жизни?
В целом опыт ХХ столетия показал, что профсоюзам от политики никуда не деться. Но участвовать в ней следует так, чтобы трудящимся, которых они защищают, всегда было ясно: делается это ради них. Не пристало профсоюзам ни политиканство, ни заигрывание с разными политическими силами. Проведение ясной и последовательной линии в интересах людей труда, ставка на тех политиков, кому дороги эти интересы, - вот та грань участия в политической жизни, которую переходить нельзя. Этому учит век.
Известно, что в странах СНГ применяются разные формы участия профсоюзов в политдеятельности. В одних имеются профсоюзные группы в парламентах, в других - туда избраны отдельные профлидеры, в третьих - профсоюзы оказывают воздействие на парламенты и другие органы власти извне. Где-то президентов поддерживают безоговорочно, где-то предоставляют им критическую поддержку, где-то выступают против политики властей, особенно в социальной области и вопросах профсоюзных прав и т.д.
Такое разнообразие естественно, ибо различны условия жизни трудящихся и обстановка для работы профсоюзов. А общее одно: профсоюзы являются признанной общественной силой, без которой и вопреки которой невозможно найти долговременных решений как социальных, так и многих других проблем.
На рубеже веков важно прежде всего смотреть вперед. Что же ждет нас, профсоюзы, в ХХI столетии? Ответы даются разнообразные. Некоторые исследователи считают, что профдвижение в условиях информационно-коммуникационной революции и глобализации экономики попросту отомрет, как когда-то во время первой промышленной революции исчезли ремесленные цехи. Действительно, нужен ли профсоюз "дистанционному работнику" - человеку, сидящему дома у компьютера и выдающему результаты своей работы некоему анонимному работодателю? Нужен ли профсоюз "человеку на рабочем месте", опять-таки никак формально не связанному с коллегами, работающими на таких же компьютерах даже в соседних помещениях?
Уверенно отвечаю: да, нужен. Потому что все они - наемные работники, им крайне необходима организация, защищающая их и их кровные интересы перед работодателем, заботящаяся об охране их труда (уже сегодня мы имеем дело со специфически компьютерными профзаболеваниями). Когда-то, помнится, в профсоюзы не допускали колхозников, поскольку, дескать, они - члены сельхозартели, "совладельцы" своего хозяйства. А потом поняли, что это прежде всего труженики и интересы и нужды у них такие же, что у промышленных рабочих. Думается, на те же грабли наступать не следовало бы не только на селе...
Нужен ли профсоюз работнику глобальной транснациональной корпорации (ТНК) или финансово-промышленной группы (ФПГ), разбросавшими свои предприятия чуть ли не по всему миру? Еще как нужен. Ибо именно он, и только он способен через всемирные, континентальные и региональные профструктуры отстаивать требования трудящихся перед этими экономическими гигантами. По крайней мере ВКП это уже в известной мере доказала, выступив инициатором соглашения в рамках СНГ о том, чтобы в ТНК и ФПГ, действующих на территории Содружества, работали профсоюзные органы, объединяющие все предприятия данного концерна.
Немало сделали мы и для того, чтобы в СНГ внедрялись лучшие мировые нормативы в области трудовых отношений. Именно по нашей инициативе Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ приняла несколько лет назад призыв к парламентам стран Содружества ратифицировать основные конвенции Международной организации труда, составляющие, по сути, всемирный КЗоТ. И призыв этот был услышан, почти все страны СНГ в последующие годы ратифицировали эти нормы.
Вопросы и ответы подобного рода можно было бы продолжать. Не исключаю, что по этой проблематике стоило бы провести международную дискуссию.
Можно с удовлетворением констатировать, что в последнее время в мировом профдвижении усилились тенденции к единству, к сплочению всех его течений и отрядов. В основном отошли в прошлое идеологические баталии между мировыми, региональными, национальными профцентрами. ВКП приветствует это единение и готова вносить в него свой вклад. Разумеется, данный процесс должен проходить на основе учета своеобразия, специфики каждой составляющей мирового профдвижения, в духе их равноправия и взаимоуважения. Это, повторюсь, особенно необходимо в условиях глобализации экономики, требующей от профсоюзов новых методов защиты интересов трудящихся во всемирном масштабе, отвечающих изменившейся ситуации на рубеже столетий.