Единства в отношении к ратификации нет пока ни во властных структурах, ни среди представителей энергетических отраслей России. Объясняется это прежде всего сложностью самого вопроса. И у сторонников, и у противников документа есть свои доводы. Жесткую позицию занял председатель подкомитета по газу, входящего в состав Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. Против поспешной ратификации выступает и крупнейшая газовая компания мира ОАО "Газпром", чью позицию изложил на брифинге член правления компании Юрий Комаров. Оппоненты считают, что Договор должен отвечать интересам России как основного поставщика энергоресурсов на европейский рынок. В настоящей же редакции российские интересы полностью не учитываются.
Для того чтобы понять суть проблемы, необходимо вернуться в 1994 год, когда Россия подписала названный договор. В то время Европейский союз начал проводить политику, направленную на сохранение энергетической безопасности в Европе за счет увеличения доступа к внешним источникам углеводородного сырья (поскольку своих недостаточно) и снижения энергетической составляющей в стоимости своей продукции за счет либерализации энергетического рынка. Эта ситуация устраивала Россию, поскольку предполагала ее интеграцию в европейское экономическое пространство, а значит - стабильную деятельность на рынке, доступ к финансовым ресурсам, недискриминационные условия кредитования и страхования проектов.
Правда, по большому счету всего этого еще не случилось, но зато в последние годы серьезно укрепились позиции нашей страны на европейском газовом рынке: сегодня доля российского природного газа здесь составляет 26 процентов. Она гарантирована долгосрочными обязательствами на 15-20 лет.
Ратификация договора резко ослабит с таким трудом обретенную устойчивость, а также принесет российской экономике значительные убытки. Это неизбежно, поскольку во многом изменилась позиция ЕС, произошли значительные изменения и внутри России. Сегодня задача ЕС состоит в том, чтобы снизить цены на энергетику для конечного потребителя за счет развития конкуренции на энергорынках путем привлечения на европейское пространство третьих стран. Цель благая, если бы не предполагалось, что заплатить за ее достижение должны производители энергоресурсов, прежде всего Россия.
Дело в том, что один из ключевых моментов в директиве Хартии связан с транзитом газа и свободным допуском к газотранспортной системе так называемых "транзитеров", пояснил Ю. Комаров. То есть через Россию пойдут экспортные маршруты большинства поставщиков газа в Европу. В соответствии с договором предполагается, что транспортироваться транзитный газ должен по внутрироссийской цене, которая в 4-6 раз ниже европейской.
Таким образом, разрешив свободный транзит газа по своей территории, мы не сможем получить доходы от транзита в тех же размерах, что и европейские страны. Чтобы не допустить этого, "умные головы" предлагают нам увеличить тарифы. Однако, увеличив тарифы для всех, мы ставим под удар российских потребителей, не способных выдержать значительное повышение цен на газ.
К тому же, предоставив благоприятные условия транспортировки газа "третьим странам", Россия потеряет в потенциале 50-60 миллиардов кубометров газа в год, а значит - будут ощутимые потери в экспортной выручке.
Еще одна проблема связана с инвестированием газовой отрасли. Если цены в условиях обострения конкурентной борьбы на еврорынке упадут до уровня, когда перестанут быть привлекательными для инвесторов, окажется подорванной вся система инвестирования газовой промышленности страны.
Ряд отечественных энергетических компаний (в основном нефтяных) приветствует ратификацию договора, приводя в его пользу свои аргументы. Но истинная причина в том, что нефтяники, получив свободный доступ к транспортной системе Газпрома, смогут гнать "свой" газ в Европу, не учитывая российских потребностей.
Противники ратификации подчеркивают, что они высказываются не против самого договора. Просто сегодня Россия к нему не готова. Прежде чем пойти на серьезный политический шаг, каким является ратификация, необходимо решить комплекс задач, создать законодательную базу, которая подготовила бы плавное вхождение России в интегрированную энергетическую систему Европы.