ЛЕТИ С ПРИВЕТОМ, ВЕРНИСЬ С ОТВЕТОМ

НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ
Нет смысла вспоминать времена, когда и проезд в метро, и почтовый

НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ
Нет смысла вспоминать времена, когда и проезд в метро, и почтовый конверт стоили пятачок. В подземке мы давно ездим по другим тарифам. Они и дальше будут расти. В очередной раз выросли и тарифы на услуги почты. Отправка простого письма с 20 января стоит уже не 1 рубль 35 копеек, а 1 рубль 75. Почтовая открытка вздорожала на 30 копеек, заказное письмо - на 60. Письмо ценное (вместо трех с лишним рублей) обходится теперь отправителю в шесть с полтиной. Отправка простой бандероли поднялась в цене на 65 копеек, заказной - на 80.
Короче, в среднем тарифы на почтовые услуги повысились почти на 30 процентов. Но народ не взбунтовался. Отчасти потому, что к взлетам цен на все и вся мы привыкли. А еще оттого, что почтовая связь - все-таки не самое обременительное для кошелька россиян дело. В Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства считают, что прежние цены на социально значимые услуги почты, регулируемые государством (доставка писем, открыток, телеграмм, бандеролей в пределах страны), были настолько дешевы, что не покрывали затрат на это.
Надо отдать почтовикам должное - тарифы на денежные переводы не так давно они, наоборот, снизили на 20 процентов и намерены снижать их впредь. Точнее, дифференцировать в зависимости от пересылаемых сумм. Чем больше деньги, тем меньше тариф. А это, между прочим, в наше времечко архиважно, поскольку без денежных переводов от взрослых детей не выжить, например, старикам. К тому же немало коммерческих фирм постоянно пользуются этой почтовой услугой. И удешевление на нее тарифов можно рассматривать как некую компенсацию нам за небольшое удорожание других почтовых услуг. Тем более что поток писем, открыток, бандеролей сократился за последние десять лет в четыре раза. В конце ХХ века мы чаще общаемся по телефону, пользуемся разного рода оказиями. Вот и посылки стали посылать в десять раз реже, чем прежде. А массив периодики, доставляемой на дом, сократился в восемь с половиной раз. Это прямое следствие того, что ухудшилось материальное положение подавляющего большинства россиян, утренняя газета к утренней чашке кофе для многих - непозволительная роскошь.
АНАДЫРЬ - ВАНЬКЕ ЖУКОВУ
Почтовики не считают, что стала хуже работать сама российская почта. Но трудностей у них в последние годы поприбавилось. Заместитель начальника управления почтовой связи Валерик МИРЗОЯН, курирующий перевозки писем, посылок, бандеролей, говорит, что в некоторые регионы страны (туда, где нет железнодорожного сообщения) почту отправлять стало слишком сложно. Никак не хотят связываться с нею авиакомпании. Если раньше письма летели с материка в Норильск, Певек, Анадырь, на Камчатку незамедлительно, теперь их удается отправить самолетом не чаще раза в неделю. Так что какому-нибудь Ваньке Жукову, живущему в Анадыре и знающему адрес своей родни в деревне на материке, все равно проблематично отправить дедушке письмецо и дождаться быстрого ответа. Проще с Аляской переписку наладить.
Мирзоян утверждает, что самолеты из Москвы в Анадырь летают нерегулярно вообще. В том далеком далеке им, как правило, трудно найти топливо на обратный путь. И хотя почтовики не только с гражданской, но и с военно-транспортной авиацией пытаются договариваться, не упускают из виду коммерческие чартерные рейсы на Север, все равно Анадырь, Певек, Камчатка продолжают оставаться менее досягаемыми, нежели иная заграница.
ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН БЕЗ ТОЛСТОЙ СУМКИ НА СПИНЕ
Что касается перевозок нашей почты по железным дорогам, то они почтовому ведомству влетают в копеечку - в 240 миллионов рублей ежегодно. А внутригородские, областные перевозки корреспонденций, посылок, бандеролей автотранспортом еще более накладны. Это при том, что у почтового ведомства - свои вагоны и свой автопарк, насчитывающий 17 тысяч машин.
Отрасль связи считается одной из самых трудоемких. Занято в ней свыше 300 тысяч работников. В некоторых регионах операторы-почтальоны 3-го класса - сельские письмоносцы Печкины - зарабатывают 100, максимум 200 рублей в месяц. Отчасти потому, что у них теперь неполный рабочий день, они не носят на спине толстые сумки (посылок с "гуталином", писем и открыток стало меньше). Причина еще и в том, что вообще средняя зарплата российского почтовика не достигает сегодня и тысячи рублей, она меньше прожиточного минимума.
И это при том, что у почтового ведомства, как и у метро, на шее - масса льготников. Как известно, льготы по оплате услуг почтовой связи получили и СМИ, и Минобороны, и пограничники, и железнодорожные войска. Даже отечественный кинематограф. Их сумма составляет ежегодно около 500 миллионов рублей. А ведомство между тем не получает в полной мере поддержку от государства. В Законе о бюджете на 2000 год на покрытие убытков почты от предоставления населению услуг по "регулируемым государством тарифам" предусмотрено лишь 50 миллионов рублей, два-три процента от потребности.
КРЫЛЬЯ XXI ВЕКА
Чтобы жить и платить ежегодно полтора миллиарда рублей налогов в бюджеты всех уровней, почтовики "крутятся". Еще один заместитель начальника управления почтовой связи - Владимир КОЗЛОВ говорит, что в последние годы значительно расширился список услуг, которые они оказывают населению. Тут и фотоуслуги, и продажа страховых полисов, сопутствующих товаров непосредственно в помещениях почтовых отделений - в первую очередь в сельской местности. Надо платить налоги, покупать почтовые вагоны, терминалы, транспорт, выдавать письмоносцам Печкиным зарплату... И вообще надо развиваться в ногу со временем. А оно, время, диктует свои "правила игры". И в планах почтовиков - создание ускоренной почты. Это когда корреспонденция будет доставлена за сутки - максимум трое - в любой, даже самый отдаленный, уголок страны. Аналогичная связь есть на Западе и пользуется огромным спросом, несмотря на то, что ее услуги в десятки раз дороже услуг почты обычной.
Кроме того, в ближайшее время в России, скорее всего, появится и так называемая "гибридная" связь. В ее основе на определенном этапе будет электронная почта. После того как она "отмашет крылышками", передав сообщение адресату, скажем, из Москвы в город Норильск, уже в местном отделении почтовой связи текст "достанут", положат в конверт и оперативно доставят человеку на дом. Электронным же способом будут в недалеком будущем передаваться и ускоренные денежные переводы.
Словом, эпистолярный жанр хоронить в России явно рано. Мы еще пока не сплошь телефонизированная и компьютеризированная страна. И потом письмо - это особая теплота, душевность, возможность обо всем рассказать "по порядку". И мы хоть и редко, но все же пишем родственные, дружественные, любовные письма, шлем открытки, телеграммы, бандероли. И ждем ответов, ругая почту не столько за новые тарифы на ее услуги, сколько за медлительность и, случается, безответственность. Но это уже другая тема.