Вот примеры. Бомж из Оренбурга снял с теплотрассы по улице Салмышской несколько алюминиевых листов. Он их складывал в рулоны, когда подъехавший милицейский патруль задержал злоумышленника.
По проспекту Победы и по улице Одесской остановки были разграблены неизвестными. По сути дела, от сооружений остались одни остовы: стенки, сделанные из сплава цветных металлов, злоумышленники унесли в темную ночь. Лишь одна остановка в районе нетронутой осталась - аккурат перед отделением милиции.
В Бугуруслане неизвестный пройдоха "слямзил" лыжу из дюралюминия от памятника самолету А-2.
В прошлом году в 23-м микрорайоне областного центра за несколько бессонных ночей воры утащили около ста обычных электросчетчиков. Злодеи "вырубали" в домах электричество, а потом вскрывали электрощиты и уносили похищенное. Некоторых прохиндеев задержали во время перепродажи на городском рынке. Но не все похищенное было возвращено государству. Многие из счетчиков уже "перекочевали" в Казахстан. Говорят, если в соседнем государстве и есть проблемы с электричеством, то со счетчиками - нет. Их можно со временем перевезти обратно в Россию и перепродать. Тем более что граница охраняется абы как: на пропускных пунктах стоит заполнить таможенную декларацию - и двигай, куда хочешь. Все, что находится в машине, не проверяется.
Продолжается "эпопея" с обычными скамейками - их воруют десятками. Дело в том, что ножки сделаны из сплава алюминия, что тоже весьма ценно в скупке цветмета. Как нам сказали в ЗАО "Оренжэк", которое отвечает за городское жилищно-коммунальное обслуживание, теперь ножки оставшихся скамеек придется срочно отливать из чугуна или бетона. Нетрудно посчитать, во сколько эта "перестройка" обойдется горожанину-налогоплательщику.
Больше всех от воров цветного металла пострадало ОАО "Оренбургэнерго". За прошлый год только одно из подразделений - "Западные электрические сети", обслуживающее девять западных районов Оренбуржья, дельцы от цветмета лишили десятой части рабочего инвентаря. Это разграбленные километры алюминиевого провода и опоры электропередачи. Кто тащит в скупку, кто для собственного хозяйства - например, укрепить пошатнувшийся забор. Всего в прошлом году ОАО "Оренбургэнерго" "потеряло" две тысячи километров (из 50 тысяч километров) электропровода и порядка сотни трансформаторных подстанций в Грачевском, Сорочинском, Красногвардейском, Орском, Кувандыкском и других районах. Сейчас зима, аграрное межсезонье. А настанет лето, когда должны запускать сезонные дойки и тока, - и обнаружится, что им не на чем работать: все украли!..
Что делать? Может быть, проблема была бы решена, если бы скупку цветных металлов в городе либо закрыли вообще, либо там бы работали под присмотром правоохранительных органов, чтобы милиция могла бы спрашивать тех, кто приносит цветной металл на продажу: "Откуда все это добро?" Но ничего подобного нет. В одном из микрорайонов города под названием Аренда по сей день работает пункт приема. С самого раннего утра вереница клиентов в ожидании открытия пункта привозят сюда на тележках и санках цветной металл - алюминий, медь, бронзу. Приемщики никогда не интересуются происхождением товара: приняли - рассчитались наличными деньгами. Что еще нужно бомжу, у которого одна мысль - как бы быстрее похмелиться за вырученное от продажи алюминиевых проводов?
Правда, однажды милиция "наехала" на скупщиков. Хулиганы позарились на святыню - сняли с памятника по проспекту Победы медные обелиски. Однако хозяева скупки, куда были сданы обелиски, отложили "товар" в сторону. А прибывшей милиции возвратили украденное: "Да принес тут один бомж. Мы сразу решили фрагменты не отправлять на переплавку. Негоже на святыню зариться". Почти в каждом районном центре Оренбургской области есть маленькая неприметная будка, где принимают цветной лом. Районные власти знают, что деятельность таких будок - незаконная. Нет даже лицензий. Но власти молчат. Боятся?
Сегодня один килограмм алюминия в скупке цветного металла в Оренбурге тянет на 14 рублей. А чтобы его из руды выработать, государство выкладывает 92 рубля. Есть разница? Рентабельность порядка 600-700 процентов. Ровно столько разворовывают дельцы, подвизавшиеся на скупке цветного лома.