Эти два слова стали самыми ходовыми в уходящем году. А еще символом нашей политической жизни
Если бы не пандемия, под знаком которой прошел весь этот год, его главным событием можно было бы считать принятие новой Конституции и пакета законов, гвоздем которых стало так называемое обнуление. Как бы ни внушали нам, что это действо — лишь «внесение поправок», оно судьбоноснее косметических изменений. И даже смена правительства, случившаяся на этом фоне, воспринимается как незначительный эпизод.
Принятие новой Конституции знаменовало и завершение отхода от диалога с наиболее креативной частью общества с ориентацией на молчаливое большинство как опору режима. Характер нововведений, форма и темп их принятия обозначают и новую стадию закручивания гаек. Власть окончательно перестала стесняться, следовать элементарным правилам приличия. Это мы видим и по законам, которые принимались под занавес года, и по резонансным уголовным делам: журналисты-предатели, ученые-шпионы, блогеры-преступники...
Началось это не вчера, а после 2012-го, когда власть, обеспокоившись массовыми митингами протеста, как в дзюдо, сделала шаг назад и пошла на диалог с обществом. Сейчас же у нас разговор чиновников «через губу» с народом грозит затухнуть вовсе. В больших кабинетах просто не видят в этом необходимости. Вертикаль отстроена, СМИ контролируются, телевизор транслирует благостную картинку, гражданским активистам заготовлены свирепые законы, а то и кое-что похуже. Все это вроде бы гарантирует властной вертикали спокойствие, но для страны означает новый застой.
Возможно, когда-нибудь историки назовут новую российскую Конституцию «ковидной» — принятой в год великой пандемии. Никто же не будет отрицать, что приход коронавируса — главное событие не только года, но и десятилетия, а быть может, и столетия. Оно перевернуло нашу жизнь, привнеся в нее, кроме всего прочего, непарламентские методы контроля за населением, которые обобщенно можно назвать «самоизоляцией».
Как ни печально, самоизоляция не смогла уберечь жизни десятков тысяч россиян. По только что опубликованным данным Росстата, население России сократилось за 11 месяцев подходящего к финишу года на 381,8 тысячи человек. Рекорд за последние 10 лет. Иными словами, прирост числа умерших по сравнению с прошлым годом составил 151,2 тысячи. А родились на 57,2 тысячи меньше, чем в 2019 году. Что тут сказать? Нас становится еще меньше.
В начале завершающегося десятилетия было модным обсуждать идею сбережения народа, которую даже попытались провозгласить столбовой, национальной. Иных уж нет, а те далече: Идея та вышла из моды и даже из лексикона чиновников.
Социально-экономические методы успокоения народа прочно уступают место психотерапевтическим. В ходу цифры на уровне статистической погрешности. К примеру, чтобы сильно не печалить народ, Росстат докладывает о годовом росте реальной начисленной заработной платы на микроскопические 0,5%. Интересно, кто-то заметил этот рост в своих карманах? При этом цены на повседневные товары выросли на 14% (по данным исследования «Ромира»). Мука — на 13%, макароны — на 10,5%, хлеб на — 7%, не говоря уже о тех продуктах, ценам на которые приказано замереть. Ножницы доходов и цен расходятся все дальше. В результате чего располагаемые доходы граждан упадут, как сказал президент, на 3%. Но нам не привыкать, доходы падают уже седьмой год. Это даже и плохой новостью назвать сложно.
Да и откуда доходам расти, если, по прогнозам Росстата, по итогам 2020 года ВВП сократится на 4-4,5%. Для сравнения: в Китае этот показатель вырос, несмотря на коронавирус, почти на столько же. Для того чтобы россияне не грустили по этому поводу, чиновники изобретают лукавые способы подачи материала. Например, пишут: снижение ВВП резко замедлилось. Или: Росстат пересмотрел в сторону повышения прогноз падения ВВП. Но, как это ни называй, по факту страна в глубочайшем кризисе, выхода из которого не просматривается.
Хотя и не все так пасмурно. Кому коронавирус, а кому — прибавка к капиталам. Как следует из итогового исследования Bloоmberg, российские миллиардеры не только не обеднели, но и увеличили свои состояния почти на полмиллиарда долларов. В общей сложности 22 богатейших гражданина страны аккумулировали в своих руках 304,67 млрд долларов. Больше всех разбогател в 2020 году сенатор от Дагестана и владелец золотодобывающей компании «Полюс» Сулейман Керимов. Согласно Bloomberg, он увеличил состояние на 4,29 млрд долларов — до 9,36 млрд. Тем не менее в топ-10 миллиардеров страны он не попал, поскольку для этого необходимо иметь минимум 15 млрд долларов. Чем не новость, чем не повод для гордости: мол, знай наших!
P.S. А вот еще один знаковый показатель. Несмотря на грандиозную программу льготной ипотеки, беспрецедентную господдержку застройщиков и рост цен, Минстрой России с треском провалил программу строительства нового жилья. Девелоперы ввели в строй 22,5 млн «квадратов» жилья — втрое меньше, чем в 2019 году. Зато 38,5 млн квадратных метров (из общего объема в 61 млн) построили граждане. На свои средства, своими силами, безо всякой помощи государства и даже порой преодолевая препоны в виде высоких тарифов на подключение к электро-, газо- и прочим сетям. Народ своими деньгами и активностью голосует за малоэтажное строительство, против создания «человейников», уплотнения и эксплуатации обжитой среды и ранее созданной инфраструктуры.
Что особенно актуально в наше пандемийное время в нашей необъятной стране. Где, несмотря ни на какие катаклизмы и обнуления, всегда остается надежда на новую жизнь.