«Восток Ойл» открывает ворота в Арктику

«Роснефть» создает новую реальность и становится институтом развития

Компания «Роснефть» сообщила об открытии на Таймыре уникального по объему запасов месторождения нефти. На Западно-Иркинском лицензионном участке была пробурена поисково-оценочная скважина № 31, которая подтвердила наличие значительных запасов нефти. «Результаты испытания продуктивного пласта позволили поставить на государственный баланс новое Западно-Иркинское месторождение с извлекаемыми запасами нефти 511 млн тонн и 138 млрд кубометров газа», — отметили в «Роснефти». В настоящее время нефтяная компания готовит проектную документацию для доразведки месторождения и его пробной эксплуатации.

Напомним: в 2020 году «Роснефть» приступила к реализации одного из крупнейших в мире проектов по добыче углеводородов в районе Крайнего Севера — «Восток Ойл». Объем ресурсной базы проекта по жидким углеводородам составляет 6 млрд тонн. В проект «Восток Ойл» входят Ванкорский кластер (15 месторождений, крупнейшие из которых — Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское), Западно-Иркинский участок, Пайяхская группа месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Планируется, что к 2030 году на проекте будет добываться более 100 млн тонн нефти в год.

Goldman Sachs уже назвал «Восток Ойл» «магнитом для инвесторов». Merrill Lynch присвоил ему статус локомотива («основной фактор развития») «Роснефти». В отчете J.P. Morgan «Роснефть» названа «главным фаворитом», а Bank of America спрогнозировал рост стоимости проекта выше 100 млрд долларов. KPMG оценил эффект от проектных инвестиций в 30 трлн рублей на 15 лет. Запуск с нуля такого проекта означает огромные капитальные вложения в развитие высокотехнологичного производства — буровые установки, морские терминалы, аэродромы, автодороги, судо- и приборостроение. Институт прогнозирования РАН предсказал, что рост внутреннего спроса на продукцию смежных отраслей приведет к ежегодному росту ВВП на 2%.

Магнит для инвесторов

«Роснефть» заявила уже о продаже 10% уставного капитала ООО «Восток Ойл» одному из ведущих мировых трейдеров Trafigura. Как отмечает доцент финансового университета при правительстве России Леонид Крутаков, «учитывая формат и систему работы «Роснефти» с инвесторами по другим проектам, можно предположить, что это только первый шаг. Trafigura открывает инвестиционный ряд будущих партнеров «Восток Ойл». Доля инвесторов, скорее всего, приблизится к 50% с сохранением контрольного пакета за «Роснефтью». И уже сейчас очевидны будущие интересанты проекта — несомненно, Китай и Индия, возможно, к ним присоединятся Катар и глобальная энергокомпания ВР, уже сотрудничающие с «Роснефтью». В общем, говорить надо об одной из крупнейших в современной истории России инвестиционных сделок».

«Логика Китая и Индии понятна, — продолжает эксперт. — Стратегически обе страны заинтересованы в диверсификации своих энергопоставок из Персидского залива и снижении зависимости от Малаккского пролива, подконтрольного США. 80% нефтяного трафика в Китай проходит через Малаккский пролив независимо от места отгрузки. Все стратегические транспортные пути в Южно-Китайского море обложены базами США, включая Малаккский пролив, что неприятно для Китая в контексте напряженных американо-китайских отношений. Северный морской путь в полной мере обеспечивает такую диверсификацию».

По мнению аналитиков, заявленная сделка «Роснефти» и Trafigura является знаковой не только с точки зрения финансовых показателей. Она опровергает аргументацию о несостоятельности отечественных нефтегазовых компаний — аргумент, который часто используется, чтобы доказать необходимость допуска в российскую Арктику иностранцев. Сделка показывает, что «иностранцы» и так придут, для этого надо только создать понятные (читаемые и считаемые) налоговые условия для отечественных операторов.

«Участие в проекте одного из крупнейших мировых трейдеров — компании Trafigura — свидетельствует о том, что «Восток Ойл» с его колоссальной ресурсной базой и очевидными логистическими преимуществами — это будущее мировой энергетики, — отмечает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. — Возможность поставок по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки является важным конкурентным преимуществом, которое вызывает повышенный интерес у инвесторов. Реализация проекта может стать настоящей революцией на глобальном рынке углеводородов».

«Четкое понимание налогового режима и наличие инвестиционных стимулов является существенным конкурентным преимуществом, значительно повышающим стоимость проекта, — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — По оценкам ведущих инвестиционных банков — Bank of America и Goldman Sachs, — при текущей цене на нефть стоимость проекта может составлять порядка 70 млрд долларов без учета СПГ-компоненты. При благоприятной ценовой конъюнктуре и снижении рисков стоимость проекта может превысить 100 млрд долларов, считают аналитики Bank of America. При учете СПГ общая оценка по проекту может возрасти до 115-120 млрд долларов.

Важным для иностранных инвесторов аспектом является анонсированное использование попутного нефтяного газа и ветрогенерации для энергоснабжения «Восток Ойла». Расчетная интенсивность выбросов составит около 12 кг СО? на баррель добычи. Это минимальный уровень, ведь данный показатель для новых месторождений, по данным Wood Mackenzie, составляет сегодня около 50 кг. По словам Сергея Суверова, «север Красноярского края — это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ. Он сопоставим с такими регионами, как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно, это одно из основных направлений энергоснабжения проекта».

У «Восток Ойла» есть еще одно стратегическое преимущество — беспрепятственный выход в море. «Длинное плечо доставки и нехватка портовой инфраструктуры всегда были ахиллесовой пятой России, — отмечает Крутаков. — Батуми мы потеряли, Новороссийск часто штормит, Черное море заперто проливами и ограничено дедвейтом (полная грузоподъемность судна), возможности же развивающейся Балтики не беспредельны. «Восток Ойл» и Арктика в целом делают Россию полноправным игроком спотового рынка нефти, который вместе с биржевыми торгами определяет мировое ценообразование. Сейчас большая часть российской нефти поставляется по долгосрочным контрактам. Северный морской путь делает равноудаленными поставки российских энергоресурсов как в Европу, так и в Азию».

Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 30 млн тонн, а к 2030 году — до 100 млн тонн. Президентом страны поставлена задача на ближайшие годы обеспечить загрузку Северного морского пути, сделав его полноценной транспортной артерией с круглогодичной навигацией. Уникальное географическое положение проекта позволяет поставлять нефть по Северному морскому пути как на традиционные европейские рынки, так и на быстрорастущие азиатские. «Восток Ойл» обеспечит значительную долю грузопотока по арктической транспортной магистрали. «Следует понимать, что близость таймырских месторождений к северным морям и строительство магистрального трубопровода до бухты Север полностью ориентирует проект на транспортировку сырья по Северному морскому пути, — утверждает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Этот вариант транспортировки, очевидно, дешевле и во многом надежнее, чем транспортировка по железной дороге или по системе магистральных трубопроводов «Транснефти» через весь континент».

Мультипликативный эффект

«Роснефть» приступает к полномасштабному освоению месторождений на Таймыре, — отмечает Сергей Суверов. — Это будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики. По оценкам компании KPMG, эффект от «арктических» инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года. Реализация проекта даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение«.

«Восток Ойл» — это таймырские месторождения с прямым каналом сбыта по Северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой, — говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Добыча в рамках «Восток Ойла» — это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная высокотехнологичная инфраструктура. Инфраструктура, которая создается с нуля и обеспечит крупными заказами российскую промышленность. И все заказы для проекта выполнять будут именно российские производители».

Для обеспечения энергетических потребностей проекта «Роснефть» заключила соглашение с ПАО «Интер РАО» на комплекс работ по проектированию и строительству энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также более 3,5 тысячи километров линий электропередачи.

По словам директора «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева, «реализация проекта предусматривает создание свыше 770 км магистральных и 7000 км внутрипромысловых трубопроводов. Это позволит серьезно изменить ситуацию на рынке трубной продукции. В настоящее время спрос на трубы существенно снизился, однако «Восток Ойл» вновь обеспечит загрузку мощностей российских производителей». Продолжается работа по обеспечению проекта средствами производства. В частности, достигнута договоренность с ПАО «КамАЗ» на поставку транспорта и спецтехники. На начальном этапе необходимо до 2,5 тысячи единиц техники. В дальнейшем потребность может вырасти до 6 тысяч единиц.

Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть», Global Look Press

В рамках проекта «Восток Ойл» предстоит пробурить более 20 тысяч добывающих и нагнетательных скважин, поэтому особое внимание «Роснефть» уделила выбору буровых комплексов. Основываясь на результатах проведенных тендерных процедур, совет директоров одобрил заключение долгосрочного контракта на поставку 100 единиц буровых установок, спроектированных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.

Как отмечает Рустам Танкаев, «месторождения «Восток Ойла» схожи по геологическим характеристикам с уже изученными месторождениями Ванкорского кластера. Это облегчает задачу их освоения, позволяет сократить расходы. Безусловно, сокращение капитальных затрат будет связано также с использованием новейших технологий бурения: горизонтальных скважин с многостадийным разрывом пласта. Месторождения будут разрабатываться с помощью станков большой грузоподъемности, предназначенных для бурения скважин сложных профилей. Такие технологии позволят оптимизировать количество кустовых площадок, сократить капитальные затраты».

«Напомним, — отмечает Константин Макиенко, — что в свое время, когда в Западной Сибири начиналась разработка гигантских нефтегазовых месторождений, этот регион считался крайне сложным, потребовал серьезных инвестиций, но тем не менее был освоен. И, откровенно говоря, страна до сих пор живет на тех самых инвестициях, которые были сделаны в 60-70-е годы во время освоения Западной Сибири. Точно таким же образом, инвестируя сейчас в таймырские месторождения, мы обеспечиваем будущее страны, может быть, на 50-60, а то и 100 лет вперед. Потому что это достояние, которое будет востребовано не только в России, но и во всем мире. Потому что на самом деле запасы углеводородов истощаются, при этом, несмотря на развитие «зеленой энергетики» и возобновляемых источников, вся мировая экономика еще долго будет нуждаться в углеводородном сырье. Так что проект «Восток Ойл» необычайно важен с этой точки зрения».

Проектная логика

«Сейчас есть понимание того, что это ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее, — отмечает директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. — Причем есть понимание на уровне руководства страны. Очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это не вопрос сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. Очевидно, что именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа. Очень много будет зависеть от того, как мы сможем выстроить государственную политику в области освоения северных месторождений, насколько мы сможем обеспечить импортозамещение, развивать собственные технологии и инфраструктурную базу. Реализация проекта «Восток Ойл» позволит России занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, не только связанные с развитием нефтегазовой отрасли, но и системные выгоды на уровне страны».

«Даже по сухим цифрам ясно, что речь не про дебет и кредит, а про новую реальность, — утверждает Леонид Крутаков. — «Восток Ойл» ценен не сам по себе (хотя, ценен, конечно), а как вновь создаваемая инфраструктура, плацдарм для дальнейшего освоения Арктики и превращения СМП в (скажем осторожно) ведущую транспортную артерию мира. Арктика — это около 70%, по оценкам геологов, потенциальных (неразведанных) запасов углеводородов всего мира. А «Восток Ойл» — это ворота в Арктику».

Очевидно, что альтернативы углеводородам нет. Во всяком случае, пока не освоена термоядерная энергетика. Этот факт отражен в долгосрочных (до 2050 года) прогнозах МЭА и ОПЕК, фиксирующих ключевую роль углеводородов в мировом энергобалансе. «Чистая энергетика» не про новый способ генерации, а про расширение способов аккумуляции, хранения и транспортировки энергии (повышение КПД). Просто «продать» тему дефицита пытаются под экологической вывеской за счет ресурсных и производящих стран.

«Арктика — это шанс России на технологический рывок, — продолжает Крутаков. — А начало реализации «Восток Ойла» символизирует переход страны от фискальной логики мусорных инвестиций (junk bond), навязанной стране в 90-е годы и отстаиваемой сегодня Минфином и ЦБ, к логике промышленного проекта. В фискальной логике мир устроен как маятник с вечными колебаниями вперед-назад (ралли и рецессия). В проектной — как линейный вектор с реальными (физическими или фактическими) результатами, фиксирующими движение к цели. Первая логика удобна для оправдания, вторая налагает ответственность. Природная рента (источник) и национальная проектность (программа) являются главными условиями модернизации. Российская экономика рентно ориентированная, и это не минус (ресурсное проклятие), а дополнительные возможности.

Вопрос не в зловредности природных богатств, а в способе их использования. Грядет эпоха суперсделок. Только в ходе программ количественного смягчения было эмитировано 16 трлн долларов, такой объем инвестиций через фондовый рынок не ходит. Здесь нужны гарантии особого типа — долгосрочные гарантии. В советские времена субъектами долгосрочных договоренностей были министерства и промышленные объединения. Они выполняли роль тех самых институтов развития, которые правительство России сегодня мучительно создает и реформирует, меняя местами гобой и кларнет. Адам Смит был прав, назвав свободу экономики общественно безразличным фактом для тех, кто одинаково понимает интересы своей страны. Субъектность не определяется размером прибыли и объемом выручки. Субъектность — это прежде всего способность выстраивать стратегию развития и наличие воли к ее реализации. «Роснефть» сегодня — институт развития. Институтами развития могли бы стать и другие крупные корпорации, в том случае если создать для них стабильный налоговый режим. А это уже задача государства».

Региональный аспект

Благодаря новому проекту «Роснефти» будет придан импульс развитию ключевого региона Восточной Сибири — Красноярского края. Регион станет одним из основных бенефициаров проекта, следует из расчетов института Российской академии наук. С учетом прогнозируемого участия региона в реализации строительных работ и материально-технического снабжения на долю Красноярского края может прийтись до 14% от общего объема доходов в рамках инвестиционной стадии проекта, говорится в докладе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Если в 2021-2024 годах совокупный объем инвестиций в реализацию проекта составит 1,8 трлн рублей, то регион может рассчитывать на дополнительный рост ВРП в размере не менее 252 млрд рублей, подсчитали эксперты института РАН. На операционной стадии эти цифры существенно вырастут, а общий эффект от реализации проекта «Восток Ойл» для региона составит 23,54 трлн рублей (при годовом ВРП Красноярского края в 2018 году в размере 2,28 трлн рублей), сказано в докладе. Таким образом, по мнению ИНП, проект «Восток Ойл» даст эффект, более чем десятикратно превышающий годовой ВРП Красноярского края.

Что касается налоговой базы, то, по оценкам института РАН, на инвестиционной стадии с 2021 по 2024 год чистый эффект на региональный бюджет составит около 10% от дополнительного роста ВРП, то есть 25,2 млрд рублей. В этом расчете уже учтены налоговые и инвестиционные стимулы. На данный момент нефтяная отрасль ежегодно приносит краю сопоставимую сумму доходов, следовательно, в ближайшие три года поступления в региональный бюджет от нефтянки увеличатся на треть, а на операционной стадии проекта можно будет говорить о кратном увеличении, подсчитали эксперты института РАН.

Карская провинция

Безусловно, важную роль в мегапроекте «Роснефти» по развитию Северного морского пути будут играть циклопические запасы углеводородов Карской провинции. В декабре Государственная комиссия по запасам подтвердила открытие компанией двух новых арктических газовых месторождений в Карском море. В честь 75-летия Победы, а также в память о великих полководцах месторождениям присвоены имя маршала Жукова и маршала Рокоссовского. По действующей классификации запасов они относятся к категории уникальных.

Месторождение Жукова с запасами газа 800 млрд кубометров и месторождение Рокоссовского с суммарными запасами 514 млрд кубометров газа и 53 млн тонн конденсата были открыты по итогам поисково-оценочного бурения на лицензионных участках Восточно-Приновоземельский-1, −2 в Карском море. Бурение велось в рамках комплексной программы ПАО «НК «Роснефть» по освоению нефтегазового потенциала региона.

Старт проекту в 2014 году дал президент России Владимир Путин. Результатом бурения первой скважины «Университетская-1» стало открытие одного из крупнейших в мире нефтегазовых месторождений «Победа». Его суммарные извлекаемые запасы составляют порядка 130 млн тонн нефти и 422 млрд кубометров газа. Всего на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря обнаружено более 30 перспективных структур. Результаты бурения, проведенного ПАО «НК «Роснефть» в Карском море, показали высокую нефтегазоносность этих структур, что подтверждает открытие Карской морской провинции. По объему ресурсов она может превзойти такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, а также крупнейшие провинции Ближнего Востока. По словам инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, «продолжение бурения в Карском море и постановка на баланс новых крупных месторождений повышают инвестиционную привлекательность «Роснефти». «Любой нефтегазовой компании важно не просто осуществлять добычу, но и увеличивать запасы, — отмечает эксперт. — «Роснефть» последнее время самостоятельно ведет комплексную работу по бурению и освоению нефтегазовых месторождений в Карском море. Были открыты крупные газовые месторождения, и теперь создается новая Карская провинция, которая по ресурсному потенциалу сопоставима со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. С пополнением запасов растет инвестиционная долгосрочная привлекательность компании «Роснефть».

Еще раз напомним: проекты по бурению в Карском море — стратегически важные для России, это энергетика будущего, которую наша страна развивает прямо сейчас. И, кстати, здесь важна реакция рынка, который объективно оценивает планы нефтегазовых корпораций. На новостях об открытии уникальных газовых месторождений бумаги компании стремительно пошли вверх.

Научное освоение Арктики

Следует отметить, что «Роснефть» реализует самую масштабную с советских времен программу изучения Арктики. С 2012 года проведено более 20 научных экспедиций по всему побережью Северного Ледовитого океана, в ходе которых проводились исследования ледников и айсбергов, морской и прибрежной зон, редких видов животных и птиц. 2020 год не стал исключением: выполненные геологические и экологические исследования позволят уточнить перспективы геологоразведки в Северо-Карском регионе. «В этом году у нас был самый длинный полевой сезон, что позволило решить все поставленные задачи. В Арктическом регионе выполнены уникальные исследования по оценке геологического строения самых северных лицензионных участков компании. В следующем году мы планируем продолжить эту работу в Восточной Арктике. Значительную часть нашей научной программы составляют экологические исследования. Наработанный опыт и новейшие технологии позволяют нам бережно заниматься Арктическим регионом», — отметил Александр Пашали, директор департамента научно-технического развития и инноваций ПАО «НК «Роснефть». В сентябре — ноябре 2020 года Арктический научный центр «Роснефти» совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика» и компанией «Росгеология» впервые в истории геологических исследований арктического шельфа Российской Федерации провели бурение малоглубинных скважин на севере Карского моря. Оперативное сопровождение работ в режиме реального времени велось на воде и на суше, отслеживались гидрометеорологические и ледовые условия, дистанционно корректировались приоритеты по точкам скважин, режим бурения и другие параметры.

Для выполнения задачи, поставленной «Роснефтью», буровое судно «Бавенит» было оснащено специализированным оборудованием, в частности долотами для бурения скального грунта. Полученный материал является уникальным — керн был отобран со всех целевых геологических горизонтов Северо-Карского осадочного бассейна. Одновременно с буровым работало геофизическое судно, что позволило оперативно менять оптимальное положение точек бурения. В настоящее время компания «Иннопрактика» на базе геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова ведет лабораторные исследования отобранного керна. По итогам этой работы будет составлена достоверная геологическая модель Северо-Карского региона. «Мы выступаем медиатором между наукой и бизнесом, в частности создаем уникальные коллективы для проведения работ в Арктике. Потенциал этих работ очень велик. В этом году нашими совместными усилиями в Карском море получен самый северный керн, исследования которого будут вестись в течение ближайшего года. В 2021 году планируем продолжить аналогичные исследования на участках в море Лаптевых», — рассказал Владимир Лакеев, директор по исследованиям и разработкам компании «Иннопрактика».

«Звезда» для северного пути

Повторимся: «Роснефть» предлагает масштабный проект развития, который предполагает освоение колоссальной ресурсной базы, развитие целых регионов, научные прорывы и, конечно же, создание мощной инфраструктуры Северного морского пути. Для доставки нефти будут использоваться танкеры ледового класса, эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда». Для организации вывоза продукции с проекта «Восток Ойл» на верфи размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 тысяч тонн, адаптированных для работы на Северном морском пути. В целом в интересах проекта планируется построить 50 судов различных классов.

В этом месяце верфь, создаваемая консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью», отметила свой пятилетний юбилей. Создание судостроительного комплекса началось 17 декабря 2015 года по поручению президента России Владимира Путина. На верфи применяются принципиально новые технологические решения, что делает ее одним из самых современных судостроительных производств в мире. Уникальное для российских судоверфей оборудование позволяет реализовывать сложнейшие проекты. Строительство ССК «Звезда» ведется в две очереди. За пять лет построены и введены в эксплуатацию объекты первой расширенной очереди: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док. Готовая инфраструктура обеспечила возможность, не дожидаясь окончания работ по строительству второй очереди, приступить к выполнению заказов.

Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть», Global Look Press

На данный момент портфель заказов «Звезды» насчитывает свыше 50 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечила «Роснефть», заключившая контракты на строительство 28 судов. На верфи строятся такие уникальные для России типы судов, как танкеры «Афрамакс» дедвейтом 114 тысяч тонн, газовозы, не имеющие аналогов атомные ледоколы проекта «Лидер», а также суда снабжения. Ввод в эксплуатацию второй очереди в 2024 году расширит возможности верфи и позволит ССК «Звезда» строить суда и морскую технику без каких-либо ограничений. В состав второй очереди входят сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники. «Звезда» обеспечит Россию самым современным гражданским флотом для освоения северных месторождений и круглогодичной навигации по Северному морскому пути. На верфи смонтировано 40 единиц кранового оборудования, в том числе два уникальных козловых крана типа «Голиаф» грузоподъемностью 1,2 тысячи тонн каждый. Для сравнения: максимальная грузоподъемность кранов, работающих на других российских верфях, — всего 500 тонн. Тяжелый открытый достроечный стапель, на котором ведется формирование корпуса будущих судов крупноблочным методом, — это сложнейшее инженерное сооружение и один из самых больших стапелей в мире. Спуск со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров и шириной более 50 метров обеспечивает высокотехнологичный транспортно-передаточный док. Он дает возможность ССК «Звезда» выполнять заказы по производству судов, которые раньше не могли быть построены на российских верфях.

Ключевой элемент верфи — сухой док. Это одно из крупнейших в мире гидротехнических сооружений размерами 485×114×14 метров, которое было построено с опережением графика на три года. Сухой док позволяет строить большинство типов существующих и перспективных судов практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов. Строительство самого мощного в мире ледокола «Россия» проекта «Лидер» будет вестись именно в этом доке.

В мае 2020 года судоверфь спустила на воду первый российский танкер типа «Афрамакс», получивший название «Владимир Мономах». После успешного прохождения швартовных и ходовых испытаний в начале декабря судно передано заказчику — АО «Роснефтефлот». Одновременно на «Звезде» строятся семь подобных танкеров: пять — для «Роснефтефлота», еще два — для ПАО «Совкомфлот». 15 декабря 2020 года было спущено со стапеля многофункциональное судно снабжения (МСС) «Катерина Великая». Это головное судно в серии из четырех судов для НК «Роснефть». Участие в его закладке на стапеле принимал президент Российской Федерации Владимир Путин. В нынешнем году «Звезда» приступила к строительству газовозов для «Совкомфлота». В России суда-газовозы строятся впервые. На протяжении многих лет они заказывались исключительно за рубежом. Строительство судов-газовозов — один из наиболее технологически сложных процессов в мировом судостроении. В июле 2020 года «Звезда» получила международную лицензию и стала единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3. Также в этом году были заложены арктический танкер-челнок ледового класса и два танкера-продуктовоза типа MR.

Вокруг самой верфи создается кластер высокотехнологичных производств. В декабре 2019 года на территории ССК введен в эксплуатацию завод ВРК «Сапфир». Главной задачей предприятия является локализация производства винто-рулевых колонок (ВРК) и систем электродвижения судов в России. ВРК «Сапфир» уже устанавливаются на суда, строительство которых ведется на «Звезде».

«Большинство наших верфей были заложены зачастую еще при царе или в раннее советское время, поэтому несут огромное количество «родимых пятен» старой, неэффективной инфраструктуры, — утверждает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Со «Звездой» — обратная ситуация. Верфь создана с нуля, у нее будет самый совершенный, самый большой на постсоветском пространстве сухой док, уникальные краны «Голиаф», огромное количество различного рода машиностроительного оборудования, как отечественного, так и закупленного за рубежом. Поэтому такие сложные сооружения, как атомный ледокол проекта «Лидер» нового поколения, пожалуй, в надводном судостроении в настоящий момент может исполнить только эта верфь».

«Северный морской путь можно сделать экономически выгодным, доступным для перевозчиков маршрутом, — отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Для этого потребуются специальные суда гигантского водоизмещения. Прежде всего речь идет о высокотехнологичных газовозах и танкерах ледового класса. Кроме как на судоверфи «Звезда», строить крупнотоннажные суда в России больше негде. У нас просто нет других таких судостроительных мощностей. Помимо сверхгазовозов и танкеров понадобятся также ледоколы нового поколения — крупнейшие и самые мощные в мире. И важно иметь в виду, что все это инвестиции в реальные инновации, потребуются высокотехнологичные разработки, которые будут способствовать развитию судостроения». «Предполагается, что на «Звезде» будут построены 200 плавсредств, — отмечает генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. — Самые технологически сложные и абсолютно неосвоенные другими нашими верфями виды морской техники, атомные ледоколы проекта «Лидер», которые станут гордостью отечественного судостроения. Фактически мы стоим у истоков новой отрасли промышленности — тяжелого судостроения, и базой для нее станет «Звезда».