Евгений Побожий - первый россиянин, победивший на самом престижном джазовом конкурсе планеты
А мы, оказывается, давно знакомы! Несколько лет назад я брал интервью у Игоря Бутмана в его клубе на Таганке. Беседа затянулась далеко за полночь, метро давно закрылось, и маэстро Бутман по-дружески попросил гитариста своего биг-бенда Женю подбросить меня до дома. Болтая, мы мчались по пустой ночной Москве...
Эпизод так и остался бы мимолетным воспоминанием, если бы имя Евгения Побожия на днях не прозвучало на весь мир: гитарист-виртуоз стал первым российским музыкантом, победившим на Международном конкурсе гитаристов Института джаза имени Херби Хэнкока в Вашингтоне. Престижнейшем джазовом соревновании на планете! Каждый год они проходят по одной из специальностей — чаще всего это вокал или фортепиано. Состязание гитаристов прошло впервые за последние 14 лет — и сразу такая сенсация! Вот когда мне пригодился взятый впрок телефон Евгения.
— Женя, простите за банальный вопрос: что почувствовали, когда вас объявили победителем?
— Смесь эмоций! Огромная благодарность жюри (а это самые авторитетные джазовые гитаристы мира), шок от радости, облегчение, что все конкурсные волнения позади.
— Неужели так сильно волновались?
— А как вы думаете? Каждый из участников — музыкант очень высокого уровня. А финалисты Макс Лайт и Сесил Александер продемонстрировали потрясающий профессионализм и музыкальность. Огромная радость слушать их, делить с ними сцену. И принимать потом их поздравления с победой.
— Обычно конкурсанты ревнивы друг к другу...
— На этом конкурсе атмосфера особая — ничего общего с соперничеством в спортивном понимании. На определенном уровне уже не так важно, насколько ты технически изощрен. Ценится индивидуальность, своеобразие, фантазия — и умение вести диалог с партнерами, с ритм-секцией. А отношения между конкурсантами наполнены взаимным уважением и даже восхищением. Тут не о конкуренции надо говорить, а о музыкальном братстве.
— И какие возможности перед вами открыла эта победа?
— Большие. Это и выпуск своего альбома на престижном лейбле Concord Music, что, собственно, является одним из призов победителю, и приглашения в крупнейшие мировые джазовые фестивали, и совместные проекты с топовыми музыкантами. Такие горизонты открываются, что дух захватывает.
— В юности вы увлекались не джазом, а роком. А как потом ваши предпочтения поменялись?
— Рок и побудил начать заниматься гитарой. Но в определенный момент мне в руки попали записи Чарли Паркера, Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна: Это великие джазмены, в том числе гитаристы Пэт Мэтини, Джон Скофилд, Уэс Монтгомери (кстати, Мэтини и Скофилд были сейчас членами жюри). Их музыка поразила, я открыл в ней целую вселенную. И не заметил, как другие музыкальные привязанности отступили на второй план.
— Правда ли, что вы окончили Ростовскую консерваторию за два года?
— Да, но прежде, в 2007-м, еще живя с родителями в городе Северске Томской области, я записался на летнюю двухмесячную программу в музыкальном колледже Беркли, США.
Это дало возможность окунуться в мировой контекст. На эстрадно-джазовую кафедру Ростовской консерватории меня приняли в 2010-м сразу на третий курс.
— В Беркли когда-то и Игорь Бутман учился. Как получилось, что вы оказались в его команде?
— Наше знакомство состоялось в Ростове-на-Дону, где каждый год проводится конкурс молодых джазовых исполнителей, Игорь Михайлович там председатель жюри. В 2011-м мне посчастливилось занять 1-е место, а потом меня позвали на возглавляемый Бутманом международный фестиваль «Будущее джаза». После чего я и получил приглашение в оркестр и квинтет Игоря Бутмана. С 2016 года с семьей перебрался в Москву и начал работать в двух самых прославленных джазовых коллективах России.
— Знаю, что вы и сочиняете.
— Попробовал еще в музыкальной школе, чуть позже стал сочинять для подростковых рок-групп, в которых играл. А увлекшись джазом, начал что-то придумывать и в этом жанре. После возвращения из Беркли меня как прорвало: за месяц набралось композиций на целый альбом. И по сей день пишу, хотя не по альбому в месяц. Стараюсь брать не количеством, а качеством — экспериментирую с составами, фактурами, стилями. В репертуаре квинтета Игоря Бутмана есть некоторые из моих композиций.
— Помню, лет 30 назад ваш шеф Игорь Бутман, тогда еще юный советский саксофонист, вышел на сцену Дома композиторов и составил импровизированный дуэт со звездным американским гастролером — саксофонистом Гровером Вашингтоном. Эти люди жили за многие тысячи километров друг от друга в далеко не дружественных странах — но все эти преграды куда-то исчезли...
— Музыка способна объединить людей поверх любых барьеров. Помню свой первый приезд в Америку. Сколько бы ни учил английский дома, попасть в чужую языковую среду — всегда дискомфорт. Но только начинаешь играть с кем-то — все проблемы пропадают, есть только джаз и радость, которую он приносит тебе и тем, с кем ты его делаешь.