Чудо Рождества с привкусом металла

Странное дело: нынешние Рождественские чтения в образовательных культурных и культовых учреждениях нашей страны посвящены… войне

Рождественский сюжет известен если не всем, то очень и очень многим. А после Диккенса, Андерсена, О. Генри, Достоевского, Лескова, Куприна, Бродского и других замечательных авторов тема, можно сказать, еще и художественно раскрыта. К счастью, она неисчерпаема, эта трогательная история встречи с чудом бескорыстной любви, бесценных рождественских даров, которые за деньги не купишь. Вифлеемская звезда, Младенец, волхвы — все это волновало и будет волновать человечество до скончания мира.

Но странное дело, нынешние Рождественские чтения в образовательных культурных и культовых учреждениях нашей страны посвящены... войне. Московская консерватория имени Чайковского и Патриарший совет по культуре анонсировали на январь Всероссийскую научную конференцию «Духовная музыка и война». 23 января в консерватории начнутся, как сказано в анонсе, XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники».

В качестве тем заявлены: события мировых войн XX века и духовная музыка; церковное искусство в военные времена; празднование победы в музыке; военные церемониалы; образы и цитаты духовной музыки в произведениях литературы, живописи, театра и кино на военную тему:

Сегодня, 25 декабря, завершается прием заявок. Однако пятикурснику-музыковеду Московской консерватории имени Чайковского Владиславу Мартыненко, который стремился участвовать в нынешних Рождественских чтениях, там места не нашлось — у него-то сообщение не о войне, а о песнопениях Страстной седмицы (тема диплома Владислава). Вообще-то Мартыненко на подобной конференции уже успешно выступал с докладом о святителе Иоасафе, канонизированном в 1911 году. Но нынче не вписался в программу. Абсурд? Студентам что, теперь только про военные марши дозволено читать и говорить?

В Петербурге Рождественские чтения «Великая Победа: наследие и наследники» уже состоялись и ознаменовались скандалом: доцент Духовной академии выступил с публичным доносом на преподавателя, обвинив его в «оправдании предателей родины власовцев». А как же братская любовь в этих стенах, о которой так много говорится?

И уж просто боюсь подумать, что обсуждали на Рождественских чтениях в Тульском государственном музее оружия на заседании секции «Казачество в годы Великой Отечественной войны». Трагедию в Лиенце? Казачью Голгофу, когда десятки тысяч казаков, в том числе старых эмигрантов, которые никогда не были гражданами СССР, подверглись депортации из австрийского Тироля?

Нет, к счастью, местный атаман во вступительном слове обратился к древнейшей истории Тульской области — «старинного казачьего края». И рассказал много интересного. Как, например, «в 1380 году на нашей земле проходила великая битва, которая положила начало нашей государственности, в этом процессе участвовали наши казаки: Которым царь-батюшка разрешил уйти в Запорожские земли, где было образовано первое казачье государство — Запорожская Сечь». И вывод в речи атамана соответствующий: «Мы должны быть проводниками нашей великой истории и передавать эти знания детям и внукам. Поздравляю всех с началом Рождественских чтений!»

Мне кажется, мудро поступил оратор, обойдя событие, которому, собственно, посвящена конференция. А то неизвестно, чем бы такое обсуждение обернулось.

Но при чем тут Рождество, скажите на милость? Кому Бальтазар, Каспар, Мельхиор несут свои дары? Об этом на нынешних Рождественских чтениях, похоже, ни слова. Спасибо Иосифу Бродскому, который еще в глухом 1971-м заметил, что «в Рождество все немного волхвы».

Знал бы Ирод, что чем он сильней,

тем верней, неизбежнее чудо.

Постоянство такого родства -

основной механизм Рождества.

С этой надеждой и будем жить — даже если в рождественские мотивы вплетается лязганье металла. Этот сюжет и не такое переживал.