Уходящий год для аквалангистов питерской инженерной компании «Фертоинг» был щедр на открытия. Они сумели найти и обозначить в Карском море точные места гибели легендарных советских судов времен Великой Отечественной.
«Было несколько версий, где именно грузовое судно «Марина Раскова» с полярниками затонуло после атаки немецкой подлодки, — рассказал «Труду» участник экспедиции Илья МЕЛЬНИКОВ. — Установлено и место героической гибели «Александра Сибирякова». В августе мы зафрахтовали спасатель «Балтика», где работали наши инженеры со специальным гидроакустическим оборудованием, позволяющим мониторить морское дно. Нашли лежащее на дне судно и три дня совершали погружения. Подняли артефакты, оттерли надписи и увидели «Iberville» — так «Марина Раскова» называлась до 1941 года. Еще нашли рынду, машинный телеграф и один из пулеметов. Все это теперь в Кронштадтском морском музее».
Это второй поход петербургских исследователей в Северный Ледовитый океан. Прежде чем погрузиться в неласковые воды, участники экспедиции скрупулезно исследовали исторические документы. А прошлым летом начали прочесывать Карское море.
«В первой экспедиции мы обнаружили координаты нескольких затонувших судов, — рассказал инженер-гидрограф Александр БОБРОВСКИЙ. — Корпус самого большого габаритами напоминал «Марину Раскову». Еще были три поменьше... А в этом году провели детальные исследования и нашли доказательства...» Места гибели в 1944 году советского транспорта арктического конвоя «Белое море — Диксон № 5» («БД-5») и парохода «Александр Сибиряков» отныне признаны морским захоронением. Проходящие мимо корабли салютуют — дают гудок в память о трагедии, унесшей сотни жизней.
...25 августа 1942 года ледокольный пароход «Александр Сибиряков», шедший с Диксона с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле, был перехвачен вражеским крейсером «Адмирал Шеер» вблизи острова Белуха. Командир Анатолий Качарава отказался спустить флаг. Шансов у наших моряков не было. Немцы собрались на палубе смотреть, как будет сдаваться пароход. Но экипаж «Сибирякова» открыл огонь. Из сотни находившихся на борту моряков и полярников в живых осталось 19. Их вместе с тяжелораненым командиром отправили в прусский концлагерь.
После освобождения Качарава прошел сталинские лагеря. И после всего этого вернулся в Арктику, ходил капитаном на судах Мурманского морского пароходства, женился на красавице Нате Вачнадзе — популярнейшей актрисе, в которую был влюблен со школьной парты. Они были счастливы, хотя Ната и страдала от ревности — Качарава был любимцем женщин. В 1967-м Анатолий Алексеевич возглавил Грузинское морское пароходство, переехал в Батуми. Последнее пристанище он обрел у стен Батумского мореходного училища.
Это не единственная история чудесного спасения. Кочегар «Сибирякова» Павел Вавилов на шлюпке добрался до необитаемого скалистого острова Белуха. В шлюпке Вавилов нашел банки с галетами, спички, пресную воду, два топора и даже наган. Более месяца продолжалась его «зимовка» на острове. Робинзона засек с воздуха полярный летчик Иван Черевичный. После войны Вавилов ходил в море, стал Героем Социалистического Труда, в его честь назван остров возле Диксона. А немецкий крейсер «Адмирал Шеер» в апреле 1945-го был потоплен в Балтийском море авиацией союзников.
Транспорт «Марина Раскова» погиб 12 августа 1944 года в Карском море у острова Белый после атаки немецкой подлодки. На борту, кроме экипажа, находились полярники и семьи работающих на Диксоне, женщины и дети. Большинство из них, около 300 человек, погибли...
На дне Карского моря еще немало кораблей, чьи экипажи перевозили грузы по Севморпути и защищали Арктику от немецкого флота. А значит, будут новые экспедиции.