Ярослав Сумишевский сумел невозможное: безо всякой ТВ-раскрутки ему подпевают миллионы!
«Достала эта поседевшая и потолстевшая тусовка... Сколько лет на ТВ одни и те же лица... Попса рулит, а молодежь в сторонке курит...» Как часто слышишь подобные стенания от людей, утомленных творчеством Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой, Надежды Бабкиной и прочих звезд-ветеранов. Но кто сказал, что без волосатой продюсерской руки артисту не пробиться к массам со свежей идеей? Была бы сама идея! У Ярослава Сумишевского она есть. Называется «Народный Махор». Неужели не слыхали? Загляните в YouTube — увидите сотни тысяч кликов. А возможно, и сами втянетесь в проект с немного странным, но каким-то очень свойским, отдающим костерком и теркинской гармошкой именем.
Ярослава не отнесешь к завсегдатаям «Песен года» и «Голубых огоньков» — в те гламурные тусовки с четким разделением «свой — чужой» он и не рвется. Его публика — те, кто зашел в кафешку и вдруг услышал задушевное, яркое пение, достойное концертного зала. Или проходил мимо станции метро — и остановился, застигнутый врасплох проникновенной песней. Наконец, это те, кто кликает снятые на кухне ролики Сумишевского в YouTube, присылает ему свои песни и участвует в организованном им конкурсе. Премии там не ахти (Ярослав вынимает их из собственного кармана), зато самого благодарного и искреннего отклика зрителей — просто море...
При своей популярности Ярослав от общения не бегает. Попробуйте вот так запросто назначить встречу в кафе, скажем, Григорию Лепсу. Пока минуете все заслоны, состаритесь. Но Сумишевский далек от бронзы на челе. И вот мы встречаемся не где-нибудь в переулках Арбата, а во вполне демократичном Строгино. Ярослав со своей верной помощницей Натальей (про таких русских красавиц и написано: в горящую избу войдет) рассказывает, как он пришел к жизни такой.
Родился на Сахалине, в Шахтерске. Папа, понятно, шахтер, мама — портниха. Ее в 2009-м не стало, а отец жив-здоров. Это он преподал сыну первые уроки: пел неаполитанские песни, оперные арии, романсы под свой же баян, выступал в местном ДК. А дальше семья перемещалась уже вслед за Ярославом, начавшим обучение сперва в музыкальном училище Южно-Сахалинска, а потом в Москве, в Университете культуры. В столице, чтобы кормить семью, отец подался в ресторанные музыканты. На ту же стезю встал и Ярослав.
— Дело непростое, — рассказывает Ярослав. — Певец в ресторане работает с 8 вечера до 4 утра и должен в любой момент быть готовым спеть любую из тысяч песен. О творчестве там речи нет, но школа — будь здоров! Кстати, о здоровье. Это сейчас воздух в кафе более-менее чистый, а раньше першило в горле от табачного дыма. Я и сам закурил, возникли проблемы с голосом. Врач-фониатр, душевная женщина, сказала: «Выбирай: хочешь петь или курить?» Я выбрал первое.
Десять лет Ярослав пропел в ресторанах. Пробовал силы в телеконкурсах (в той же Юрмале), ходил на кастинги, но... В высшую эстрадную лигу не прорвался. И тут пришла идея. Сколько вокруг талантов — взять тех же ресторанных коллег. А сколько еще людей с радостью подпоют из зала. И зачем стучаться на ТВ, если есть интернет? Название для проекта тоже взялось из народной гущи. Ярослав вспомнил, как хвалил отца с юности: «О, пап, ты у меня махор!» Значит, свой, местный и крутой!
Он купил камеру, стал ходить по ресторанам и кафе. Снимал тамошних музыкантов и вывешивал ролики в YouTube. И пусть народ сам голосует (бесплатно, в интернете), что ему по душе, а что не очень. Хотите попробовать себя — пожалуйте к микрофону. Обычно Ярослав предлагает сначала спеть с ним дуэтом. А там и соло... И вот ведь какая странная вещь: смотришь эти бесхитростно снятые ролики в каком-то скромном кафе, среди жующих людей — и диву даешься: как поют! Да они сто очков фору дадут всем нашим звездам в телевизоре!
По итогам первого сезона победила Алена Веденина — если вы видели ролики «Махора», то не могли не заметить эту статную русскую матрону — с голосом, душой и обаянием Людмилы Зыкиной, этой королевы русской песни. Кстати, о песнях. Сколько же, оказывается, у нас отличных песен, которые не сверлят тебе уши каждый час по радиоканалам, но способны по-настоящему брать за душу, как, например, «Падают листья» украинской певицы Кати Бужинской в чудесной интерпретации Екатерины Давыденко из подмосковного Реутова!
Как авторы относятся к такому использованию их продукции? Ярослав с Наташей уверяют: подавляющее большинство приветствуют. Стасу Михайлову, например, понравилось, как прозвучала его «Королева вдохновения». А поэт Александр Шаганов после ролика, где его «Конь» записан дуэтом Ярослава с Ерболатом Турлубековым, сам позвонил и сказал: приезжайте в гости, поставлю бутылку коньяка. Был только один случай недовольства — со стороны Стаса Намина. Это когда, как объяснили Ярославу в студии «Союз», его песню «Звездочка моя ясная» стали кликать в варианте «Махора» чаще, чем в авторском.
Сумишевский уверен: хороших песен на всех хватит. Тем более ему стали присылать свои произведения авторы со всей страны, там такие самородки попадаются! А ролик с «Конем» принес не только успех Ерболату Турлубекову и коньяк Ярославу Сумишевскому. Увидев его, в «Махор» позвонил сам глава Сбербанка Герман Греф и попросил, чтобы Ярослав выступил для слушателей корпоративного университета Сбербанка. Что и произошло минувшим летом. На память о том выступлении у Сумишевского остались часы с циферблатом, копирующим серебряный рубль 1895 года.
Уходящий год вообще стал годом открытий для «махоровцев».
— Обратилась молодая певица из Гнесинской академии, — рассказывает Ярослав. — У них хор, с которым они мечтают ездить на конкурсы. Попросились в проект — вдруг их там заметят будущие спонсоры... Но у нас же нет сцены для хора. Выход нашли. Пришли в крупный магазин электроники и спели хором «Смуглянку». Покупатели и продавцы сперва опешили, потом долго аплодировали.
Ну, а на Красной площади в День России спели Гимн. Там, конечно, подошли полицейские, но пока они выясняли, что за самозванцы, четыре минуты Гимна и прошли...
Они поют у станций метро — собирают деньги с фондом «Линия жизни» на операции больным детям. Сумишевский вообще как певчая птица, только попроси — запоет хоть в зале санатория, хоть на улице, где его уже узнают поклонники и без песни не отпускают. Народ его любит искренне, от души, как своего парня. Узнав, что хандрит микрофон, с которым Ярослав выступает, слушатели в Сети сбросились на новый. И вот вам ролик: торжественное приобретение нового микрофона (чек крупным планом) и, конечно же, песня в честь покупки...
Сейчас Ярослав готовит финал второго сезона: 17 февраля на ледово-цирковой арене «Аквамарин» 14 финалистов выступят дуэтами. Конкурсантов можно посмотреть в YouTube. Кто наберет больше голосов, тот и выйдет на сцену.
Были ли разочарования? Один автор, два года назад подаривший Ярославу свои песни и благодаривший за их исполнение, вдруг потребовал оплаты — по 3000 евро за каждую песню... Но это капля в море по сравнению с той радостью, что приносит проект его устроителям и участникам. Если на финал первого сезона пришли сто зрителей, то в нынешнем на промежуточные прослушивания — уже тысячи.
Что дальше? Пока конкурс не выходил за пределы Москвы и Московской области, куда Ярослав с Наташей и съемочной группой из трех-четырех человек могут доехать на своей машине. Но есть желание вырваться в глубинку, где талантов — что грибов после дождя. Тут уже без серьезных спонсоров не обойтись (пока посильную поддержку оказывает только один меценат — Елинский пищекомбинат). Но Сумишевский уверен, что все и тут сложится: песня — она любые сердца растопит. Если, конечно, с ней по-человечески обращаться.