Спетая на днях на вечеринке в Госдуме на два высокопоставленных голоса песня из кинофильма «Бандитский Петербург» — символ и нашего времени. Ретропесня из ретросериала? Но ведь уже, казалось бы, давно ушедшие в прошлое криминальные сюжеты обретают второе дыхание. Перестрелки, рейдерские захваты, заказные убийства — все эти «свинцовые мерзости жизни» снова переполняют сводки новостей.
Ощущения обывательские подкрепляются статистикой Генпрокуратуры. За первое полугодие 2015 года преступность в России прибавила 5,2% — на 56 893 преступлений больше. И во втором полугодии тенденция крепнет. Рост преступности зафиксирован в 61 регионе России. В лидерах — Москва, Ростовская и Челябинская области.
С чем связан всплеск? По словам эксперта Центра политических технологий Ростислава ТУРОВСКОГО, это реакция на социально-экономическую ситуацию, которая в ряде российских регионов обернулась и резким снижением доходов населения, и ростом реальной безработицы.
Глава фонда противодействия организованной преступности и коррупции «Антимафия» Евгений МЫСЛОВСКИЙ напоминает еще об одном важном обстоятельстве: именно сейчас из мест заключения освобождаются люди, которые в 90-е отправились отбывать сроки наказания за убийства, похищения людей и прочие тяжкие преступления. В то, что этот контингент за годы вынужденной изоляции от общества перевоспитался и пересмотрел свои взгляды на жизнь, может верить только закоренелый идеалист. Да даже если бы чудо и произошло, безработица все равно подталкивает недавних заключенных на скользкий путь.
Вот и статистика Генпрокуратуры говорит о том, что без малого половину всех зарегистрированных в первом полугодии преступлений в нашей стране составляют именно кражи, грабежи и разбои. Кроме того, увеличилось и количество преступлений, совершенных в форме мошенничества. Происходит все это на фоне реформы МВД и сокращения штатной численности правоохранительных органов.
Меняются и нравы в «Бандитском Петербурге». В тучные годы, когда денег хватало всем, конфликтующим группировкам удавалось договориться и не хвататься за пистолет без крайней необходимости. А в кризис чувства обостряются...