Тем, кто часто смотрит популярную телеигру «Что? Где? Когда?», капитана одной из команд клуба Алену Повышеву представлять не нужно. Молодая и красивая девушка, Алена — игрок с железными нервами, фирменной капитанской способностью слушать и слышать версии, которые предлагают игроки за столом, и потрясающей интуицией. Ее команда была реальным претендентом на финальную битву 2015 года, которая пройдет 26 декабря. Но! Игровой волчок и фортуна распорядились иначе, ребята проиграли. Каково молодой женщине руководить пятеркой умных мужчин, побеждать, проигрывать, а потом снова выходить на игру?
— Я даже не знаю, когда сложнее садиться за игровой стол, после победы или поражения. В обоих случаях чувствуется давление. Вообще очень сложно играть и не думать о результате, всегда хочется выиграть, — рассказывает Алена. Мы общаемся, когда уже улеглись эмоции после не самой удачной игры. Однако капитан максималистски «пилит» себя за результат. — Если команда выигрывает — это заслуга игроков, а если проигрывает, уверена, большая часть ответственности — на капитане. Он должен уметь слышать во время обсуждения всех игроков, это на самом деле очень сложно и не сразу получается, но этому можно научиться. В роли капитана я выступаю уже около десяти лет (в клубе — с 2012 г.), а начинала обычным игроком в школьной команде.
Еще важно не мешать, когда у игроков пошел творческий процесс, лучше не сбивать в такие моменты. Кроме того, должна быть хорошая интуиция, этому уже нельзя научиться: она либо есть, либо ее нет. Очень важно слушать себя, потому что часто бывают сложные моменты, когда ты выбираешь не головой, а каким-то шестым чувством. Однако нужно помнить, что интуиция тоже не всегда работает, без базовых знаний далеко не уедешь — если ты мало знаешь, никакое озарение не спасет.
Часто слышу, что молодые команды играют по-другому. По-моему, это абсолютно нормально, когда у разных поколений разный подход к получению информации и к работе с ней. Двадцать лет назад ведь не было интернета, понятно, что и читали тогда больше, и информацию черпали преимущественно из книг. Наше поколение еще тоже читает, а вот что будет дальше, трудно сказать. Мне кажется, современные дети читают намного меньше, чем их родители, зато у нынешнего поколения есть неограниченный доступ к информации, которым даже мы не обладали. Во всем есть свои плюсы и свои минусы. Но вопрос фундаментальных знаний — это не вопрос поколений, это вопрос каждого конкретного человека.
Я считаю, что не нужно штудировать энциклопедии в поисках информации, чтобы потом хорошо играть, но базовой уровень должен быть. Кроме того, если капитан по умолчанию менее образован, чем команда, вряд ли получится интересная игра. Вот у меня, к примеру, не самая лучшая память, но если я не буду понимать, о чем говорят игроки, какой толк от меня, как от капитана.
Часто меня спрашивают: помогает ли мне за игровым столом, что я женщина? По-моему, за столом главное — не в том, что собираются женщины и мужчины, а какие игроки объединились. По опыту знаю, каждая команда долго и кропотливо собирается как паззл. Например, в первом составе у нас тоже сложилась шестерка игроков, она тоже была гармоничная, но не была такой сильной как эта. С ребятами мы понимаем друг друга, слушаем, дополняем и поддерживаем. В этом смысле мне повезло.
У игроков моей команды нет жесткого амплуа, хотя в некоторых командах клуба есть четкое распределение ролей: кто-то вбрасывает версию, делает пас, кто-то потом подхватывает и так далее. У нас в зависимости от игры роли могут меняться. Понятно, что по умолчанию кто-то обладает большей эрудицией, а кто-то творит на озарениях, но у нас с каждой игрой знатоки по-новому открываются. Это не значит, что я как дирижер отстраненно руковожу, нет, у нас единый творческий процесс. Многие, кстати, считают меня безэмоциональным человеком, говорят, что у меня железные нервы, но это не так. Я тоже могу вспылить, но знаю, что ничем хорошим это не закончится, поэтому держу себя в руках. Вообще контролировать эмоции всем полезно.
Так что, по-моему, нет мужского или женского стиля руководства, это не от пола зависит, а от человека. И чтобы создать команду, всем одинаково нужно трудиться, сплочение — это долгий кропотливый процесс. Например, мы не играли примерно год, но при этом каждую неделю созванивались и тренировались или просто разговаривали. При том, что игроки нашей команды живут в трех странах. Три человека у нас из России, двое — из Украины и один живет в Шотландии. Все мы постараемся встретиться на финальной игре, а потом снова будем тренироваться, чтобы взять реванш.
- Как буду отмечать Новый год? — переспрашивает меня Алена.- У меня молодая семья, заниматься готовкой сейчас просто не хватает времени, и елку мы с мужем обычно не наряжаем, это невозможно при нашем напряженном графике, при постоянных разъездах и командировках. Но когда у меня будет «Хрустальная сова», обязательно придумаю что-нибудь кулинарное в ее честь.
В новом году читателям «Труда» желаю терпения, умения слышать близких и своих личных побед — больших и маленьких.