На своих четырех

Минпромторг хочет создать в России собственное производство автомобилей представительского класса специально для госслужащих

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров обещает покупать для госслужащих только российские автомобили. Причем у этой инициативы больше шансов на успех, чем у попыток пересадить столоначальников на «Волги» и «москвичи» в 90-е годы прошлого века.

Потому что российскими эти авто можно будет назвать с о-очень большой натяжкой. Согласно документу, который разрабатывается в Минпромторге, ведомствам позволят закупать для госнужд автомобили российского производства, а также иномарки, собранные в нашей стране. Учтем, что большинство российских чиновников не признают никаких авто в служебном и личном автопарке, кроме машин премиум-сегмента, а они у нас пока даже не собираются. Лишь компания Audi объявила о намерении в середине 2013 года возобновить выпуск автомобилей А8 в Калуге на заводе Volkswagen. Но министр Мантуров уточнил: при государственных и муниципальных закупках «естественным является установление высокого барьера по уровню локализации».

То есть для того, чтобы российский чиновник смог купить за казенный счет калужскую А8, машину предстоит сильно «локализовать» — до 30-40% комплектующих, сделанных также в России. А таких планов, насколько известно, у немецкого автоконцерна нет.

Возможно, в случае реализации инициативы Мантурова придется даже поставить аналогичный шлагбаум и на заводе в Калининграде, где собираются «нелокализованные» BMW. Хотя совсем недавно Управление делами президента РФ (УДП) объявило тендер на закупку именно в Калининграде 60 люксовых BMW 7-й серии ценой более 5 млн рублей за штуку. Там же УДП купит и большую партию BMW 5-й серии — для чиновников «помельче». А также партию Ford Mondeo — видимо, для секретарш.

Возможно, упомянутая инициатива имеет цель подкрепить попытки Минпромторга создать в России — на ГАЗе — собственное производство автомобилей представительского класса. Специально для госслужащих. Естественно, для этих целей придется изыскивать немалые деньги — хороший автосборочный завод стоит не менее 1 млрд долларов, не говоря о шлейфе в виде партнерских предприятий, поставляющих комплектующие.

Вопрос: зачем нам это нужно? Опыт имеется, причем исключительно отрицательный. В России уже было несколько попыток создать отечественные «членовозы»: денег потратили немало, результат нулевой. В нынешнем году московский ЗиЛ предложил Кремлю персональный автомобиль для президента страны — ЗиЛ-4112Р. Его делали 6 лет, но качество получилось «советским» — лимузин отправили на доработку.

Между тем год назад по парламенту гулял законопроект, который мог кардинально решить проблему чиновничьих авто и при этом дать толчок отечественному автопрому. Достаточно было бы ограничить цену автомобиля, допустим, 1 миллионом рублей. Ввиду колоссальной потребности в служебном автотранспорте в России эксперты прогнозировали большой ажиотаж среди автопроизводителей. То есть за пару-тройку лет российский рынок сам предложил бы не меньше десятка отличных по качеству машин, созданных лучшими специалистами мира на конкурентной основе.

Увы, правительство предложение зарубило из-за его дешевизны. Для наших столоначальников даже средней руки миллион — это как-то несолидно.

Теперь будем тратить миллиарды...