ОЖИВШИЙ ГОЛОС КАРУЗО

В Париже ожидается сенсация: впервые за 100 лет прозвучат "законсервированные" голоса Энрико Карузо, Аделины Патти и других великих певцов конца XIX - начала ХХ веков.

Эти грампластинки 1907 года выпуска были заложены в две капсулы (по 12 дисков в каждой) тогдашним руководителем французского филиала международной фирмы Gramophone Company Альфредом Кларком. Г-н Кларк распорядился закопать капсулы на Рождество в фундамент оперного театра, с тем чтобы их вскрыли потомки ровно через сто лет.
В 1989 году контейнеры были подняты и переданы на хранение в Национальную библиотеку. Сейчас их можно увидеть на выставке, но пластинки пока находятся внутри, запечатанные асбестом. Впрочем, ждать окончательного исполнения воли г-на Кларка осталось совсем недолго: католическое Рождество - уже сегодня. Тогда публика услышит не звучавшие век фрагменты из опер Бизе, Гуно, Доницетти, Россини и Верди в исполнении легендарных оперных солистов. И сразу вслед за этим известная фирма E.M.I., правопреемница Gramophone Company, выпустит компакт-диски на основе вновь открытых записей. Причем один из этих CD, дополненный диском с голосами лучших сегодняшних певцов, также будет помещен в контейнер для вскрытия потомками в 2107 году.
Как пояснил "Труду" специалист по истории грамзаписи Александр Тихонов, подобное событие при всей его сенсационности не уникально. Например, в России при основании в 1911 году известной киевской фабрики "Экстрафон" тоже была замурована памятная капсула. Когда уже в советские времена фабрику перестраивали в завод автоматов по продаже газированной воды, то под сломанным полом нашли этот клад. Однако в отличие от французов никакого публичного прослушивания, тем более переиздания не устроили. Где сейчас эти бесценные записи, да и сохранились ли вообще - неизвестно.
Похожий случай произошел и в Москве в начале 1990-х годов. Тогда Борис Зосимов, глава небезызвестной компании BIZ Enterprizes, обустраивал себе офис в районе метро "Павелецкая", на месте бывшего завода той самой международной фирмы Gramophone Company. И тоже вскрылось богатое хранилище старинных дисков, причем это были не рядовые тиражные пластинки, а медные оригиналы - так называемые мастер-диски. Некоторые из них удалось пристроить в архивы, но значительная часть погибла. Медь, на беду, оказалась очень качественной - настолько, что охотники за цветным металлом отправили ее на переплавку. В итоге погибли уникальные записи великих артистов, в том числе Шаляпина, эксклюзивным контрактом с которым Gramophone гордился.