- Не так давно исполнилось 25 лет с того момента, когда на экраны вышел фильм режиссера Юнгвальда-Хилькевича "Д'Артаньян и три мушкетера", где вы не только сыграли главную роль, но и спели "Пора-пора-порадуемся" и другие шлягеры Максима Дунаевского. Не ожидается ли продолжение "Мушкетеров"?
- Действительно, есть сценарий "Мушкетеры на том свете", причем режиссер предложил нам вместе взяться за проект, то есть стать сопродюсерами. Но я готов участвовать только в качестве актера. Существует и другой вариант сценария, над которым работали Юрий Ряшенцев и Григорий Горин. Когда Гриша ушел из жизни, работа приостановилась. В любом случае я не хочу быть вожаком, продюсером, генератором идей и прочее. Хотел бы работать по специальности. Или вообще не работать, что даже лучше. (Улыбается.)
- Михаил Сергеевич, тем временем подрастают новые представители славной актерской династии Боярских. Ваша 18-летняя дочь Лиза учится в Театральной академии на актерском курсе у самого Льва Додина и уже начала сниматься в кино...
- В одном фильме она играет сестру Максима Леонидова, несколько мужчин влюблены в нее, но героиня погибает и не достается никому. В другой картине дочке предложили эпизодическую роль, причем на немецком языке. Лиза безумно увлечена учебой, съемками: отказывается от круизов - лишь бы работать. Спрашиваю: "Что тебе больше всего нравится?" Говорит: "Сама атмосфера - не столько съемки, сколько гримерные, костюмерные, поездки, общение". То, что я давно ненавижу, для нее - наслаждение. На учебу убегает в восемь утра, а приходит - счастливая, с ног валясь.
- Вы теперь, наверное, часто бываете в Театральной академии, бывшей ЛГИТМиКе?
- В альма-матер ходит жена Лариса, она присутствовала на творческих экзаменах. Я же ни разу не был у дочери в институте: Лиза стесняется, не хочет лишний раз напоминать, что она дочка Боярского. Я ее понимаю, потому что в свои студенческие годы сам скептически относился к детям известных родителей.
- Кто с вами тогда учился?
- Розов, Лебедев, Копелян, Хейфец - была такая "золотая" молодежь.
- Но вы ведь тоже из актерской династии Боярских.
- Я примыкал к этой компании, но не более того. Помню, Копелян-старший ни разу не появился в институте, Товстоногов (родной дядя Леши Лебедева) бывал, но он тогда преподавал в театральном. Все равно все знали, чьи это дети, и даже трудно сказать, было ли это для ребят плюсом или минусом.
- У большинства звездных детей своей блестящей карьеры не получилось...Не потому ли вы не отдали своего сына Сергея в театральный, а послали учиться в финансовую академию?
- Как я мог его куда-то отдать или послать? Он сам все решал. Выбрал серьезную, мужскую профессию экономиста. Я доволен сыном. В свои 24 он довольно серьезно занимается бизнесом, находит время и на музыку. У него своя группа, отличные музыканты, Сергей сам пишет мелодии и стихи, ищет свой стиль, не спешит, не суетится. Не прибегает к помощи папы. В ближайшие месяцы одна из лучших московских рекорд-компаний выпустит первый сольный альбом моего сына.
- У него же и актерские задатки были...
- Он очень быстро схватывает характер, может легко "показать" любого человека. В компании Сережка неподражаем, но на сцене я его пока не видел. Лиза же в жизни такая тихоня, скромница, а на сцене - сама раскованность. Она страстно относится к своей будущей профессии. Сережа реально смотрит на жизнь и проблемы творчества, как и подобает главе молодой семьи.
- Столь ранняя женитьба сына (в 18 лет!) была для вас шоком?
- Войны нет, блокады нет, мы все живы-здоровы, в стране нормальная ситуация. Ну что еще делать молодым, как не влюбляться, не жениться, не рожать детей! Хотя когда Сережа пришел ко мне за советом, то, честно скажу, я не готов был, как отец, определить его судьбу: "Женись! Не женись!" Я посчитал, что сын вправе сам сделать выбор. Моей внучке сегодня шесть лет. Катюша - такая радость для всех нас.
- А сами вы когда связали себя узами брака?
- Семьей обзавелся довольно поздно - в 27 лет. Нагуляться успел вдоволь, но особого желания заводить семью у меня не было и в 27. Просто Лариса убедила меня, что настал момент узаконить наши отношения. Говорят же: в 30 лет нет жены - и не будет.
- Что вас привлекает в женщинах?
- Вероятно, беззащитность. Если она "всезнайка" и ощущает свое внутреннее превосходство над тобой (это определяется скорее на уровне подсознания), то это меня всегда отталкивает. Привлекает же пробуждаемое женщиной чувство хозяина, желание помочь, приласкать более слабое существо. Первая реакция - самая точная. Входишь в компанию, и взгляд выбирает: вот эта - твоя! Обычно ведь гепарды, тигры выбирают жертву не потому, что знакомы с ее биографией, а потому, что знают: вот эту он догонит, эту - съест. Так же лениво, отдыхая на пляже, выбираешь "жертву" взглядом, чувствуя, что вечером ты ее сможешь догнать, что это - твое, от тебя не убежит. Просто в той, что ты выбрал, по отношению именно к тебе, а не ко всем, есть какая-то безотказность. Ты чувствуешь, что сможешь ее "приручить", даже не сказав женщине двух слов. Она ведь тоже чувствует, что ты сильнее.
- Вернемся к вашему роману с Ларисой...
- Она была еще более слабой, чем мне бы хотелось, и поэтому у меня возникало желание оградить ее от подобных мне. По крайней мере оставить хоть что-то светлое в ее жизни. Ее суперхрупкость победила мое суперсвинство. (Улыбается.)
- И вот вы прожили вместе четверть века. Для актерских семей - редкость. Скажите, в чем прелесть постоянства?
- Много найдется мужиков, что скажут: "У меня было сотни баб!" Но мало таких, что воскликнут: "У меня была женщина, с которой я прожил 50 лет!" Есть проститутки, есть девочки, которые прекрасно находятся с мужчиной неделю, месяц. Но потом это тает, как снежок летом. А есть вещи, что не тают, а сохраняют твердость и вообще как бриллиант - начинают с каждым годом блестеть все ярче и ярче...
- В семейной жизни всякое случается. Бывало ли, что вы хотели разводиться?
- Всерьез, конечно, не было. Хотя расстаться мы можем каждый день. У нас очень горячая семья. Например, не отдаем отчета в резких словах, которые говорим друг другу. Но чем эмоциональнее себя ведем, тем скорее отходим. В глубине друг на друга не таим зла, все выплескиваем наружу. Лариса может быть раздраженной из-за какой-нибудь ерунды. Но когда жена срывается, то я созерцательно отношусь к таким эмоциям. А когда я завожусь, то она становится спокойной. Так что солируем по очереди, а такого, чтобы оба насмерть сцепились, не бывает. Как и всякая женщина, в глубине души Лариса убеждена, что она самая умная, самая хитрая и это она руководит семьей. Я не спорю, с женщиной спорить смысла нет.
- Ваша жена по-прежнему активно занята в репертуаре Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета, где когда-то пересеклись ваши пути. Зачем Ларисе так уж нагружать себя ролями? Ясно, что не из-за денег. Кстати, однажды она рассказала мне, что иной раз забывает получить в театре зарплату...
- Во-первых, ей нравится работа в театре. Если бы она не хотела, давно ушла. Денег там действительно не заработаешь, даже будучи народной артисткой. Во-вторых, важна смена деятельности, там у нее много друзей. Театр - определенный отдых от семьи, где у нее большая нагрузка: дети, квартирные хлопоты.
- Согласны вы с фразой Льва Толстого насчет того, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые - каждая по-своему?
- У Льва Николаевича было очень много детей, ему, конечно, виднее, но он женщин презирал напрочь. У меня все спокойнее. Я вообще считаю, что в семье не может быть несчастья. Все могут быть счастливы по-разному, но несчастливы в семье быть не могут.
- Весьма спорное утверждение!
- Семья - это само по себе счастье, если только там нет какой-то трагической ситуации, когда муж убивает жену, а жена отравляет мужа. Семья - единственный способ существования человека, который стремится избежать одиночества. Конечно, и в семье некоторые люди чувствуют себя не слишком уютно. Но все равно это крепость, это люди, которые тебя понимают. Ты можешь быть с ними в ссоре, можешь даже не любить кого-то, но все равно это причал, пристанище, бухта, это все твое, родное, единственно возможное. Что ни говорите, а семья - то счастье, к которому должны стремиться мужчина и женщина.
- Вы не так часто снимаетесь в кино. Тем приятней было увидеть вас в "Идиоте" режиссера Владимира Бортко...
- Я долго отказывался. Роль Келлера показалась мне маленькой, я не хотел становиться "королем эпизода". (Улыбается.) Но Володя Бортко сказал: "Для меня эта роль очень важна!" В итоге я остался доволен, и даже не своей работой, а тем, что стал причастен к такому замечательному фильму.
- Минувшим летом, как уже сообщал "Труд", вы сломали ногу. Перелом стопочной кости со смещением вызвал немало пересудов: одни говорили, что д'Артаньян упал с лошади на съемках нового сериала, другие же утверждали, что народный любимец попросту был пьян и упал с крыши своей дачи...
- Будь я выпивши, скорее всего, все бы обошлось - у пьяного "два бога". Конечно, было бы "красиво" сломать ногу, упав с коня или на рыцарском поединке, защищая честь дамы, но у меня все случилось куда прозаичнее... В прекрасный летний вечер я отправился на дачу в Грузино. По дороге остановился в красивом месте на полянке, срезал два свежих веника, которыми хотел Ларису и себя попарить. Приехал на дачу, растопил в бане печку, заварил душистый чай. Настроение благостное, летний вечер - праздник души и тела! Когда с подготовкой к баньке было покончено, я забрался на стремянку - подправить концы виноградного вьюна. Оставалось подправить два дурацких "хвостика", и тут я внезапно полетел с лестницы. Когда падал, рукой "оперся" о капот, оставив на машине жены вмятину, а левой ногой приземлился на кирпичную брусчатку...
- Сколько времени продолжался ваш вынужденный простой?
- Как только мне наложили гипс, объявился Венька Смехов (исполнитель роли Атоса в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера". - М.С.), который позвонил мне из Германии. В телефоне было междугородное эхо, и слышимость была неважная.
- Миша, как дела?
- Да вот, сломал ногу!
А Смехову послышалось: "Слава богу!" На что Веня прокричал:
- Ну, слава богу!
После этого позвонили телевизионщики.
- Михаил Сергеич, вы не на гастролях?
- Нет, дома, ногу сломал.
- Великолепно! Съемочная группа выезжает к вам!
На другой день приехал продюсер будущей картины Тодоровского и предложил интересную роль. Я пробовал отказываться, сославшись на перелом, но услышал: "Мы вас берем и с гипсом!" Ситуация с ногой не помешала и моим съемкам в фильмах "Новогодние мужчины" и "Счастливый". Так что - нет худа без добра!