Последнее в уходящем году заседание правительства преподнесло сенсацию. План реформирования электроэнергетики, вокруг которого четыре года ломают копья, в целом был принят правительством. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко, представлявший проект, рассказал, что завершение реструктуризации РАО "ЕЭС России" означает "выход на частную собственность в генерации". То есть электростанции отойдут частникам, но контроль над распределением энергии останется у государства.
Кто заплатит за проведение реформы в энергетике? Вопрос возник сразу после пространного доклада Христенко о том, каких успехов добилась отрасль, в том числе по части ввода новых станций. Министр умолчал, что ввод новых мощностей сопровождался ежегодным ростом тарифов как для населения, так и для промышленности. Поэтому не лишним будет напомнить, что в 2004 году киловатт для населения подорожал на 10,7 процента, а в 2005 году вырастет еще на 9,5 процента. Но денег, как водится, не хватает. Модернизация отрасли требует значительных средств, которых у РАО ЕЭС сегодня нет. По мнению идеологов реформы, инвестиции придут только в том случае, если самые дорогие активы - электростанции будут проданы в частные руки.
А главная проблема на текущий момент, считает министр, - прекращение перекрестного субсидирования. Это когда промышленность за энергию платит больше, а тарифы для населения остаются заниженными. Объем субсидирования, по данным Минпромэнерго, составляет 60 млрд. рублей в год. Чтобы этот "социальный хвост" не мешал приватизации отрасли, реформаторы намерены от него избавиться. Христенко предложил два варианта: или переложить нагрузку на бюджет, или на потребителей энергии. Первый, по мнению докладчика, более предпочтительный. А если будет выбран второй путь, то, по мнению министра, на первых порах можно установить некий "социальный энергетический паек". По 40 киловатт в месяц на душу отпускать по фиксированной цене, а остальное пусть оплачивают потребители по рыночной.
Премьер Михаил Фрадков отреагировал категоричным замечанием: "Бюджет - это вам не страховой полис". А министр здравоохранения и социальной политики Михаил Зурабов возмутился против попытки переложить еще один груз на плечи населения. При этом он вспомнил, что "в свое время монетизацию льгот мы посчитали в 45 млрд. рублей, а в итоге бюджетная дыра увеличилась до 240 млрд. рублей".
Тем не менее кабинет министров проект реформы одобрил. Но с оговорками - включить в документ пункт, связанный с подготовкой анализов рисков, с которыми может столкнуться отрасль и вся экономика. Суть поправки прокомментировал премьер: "Прежде чем отрезать, надо семь раз отмерить".