Напомню читателю хронику этого оглушительного триумфа. Фильм 36-летнего дебютанта был готов еще к Каннскому кинофестивалю. Однако то ли французские отборщики проворонили ситуацию, то ли создатели ленты проявили понятную скромность, но "Возвращение" на Лазурном берегу не появилось. Зато в июне-июле за фильм чуть ли не до крови дрались сразу несколько крупнейших мировых киносмотров, в том числе Торонто, Локарно, Монреаль... Победила в этом споре Венеция. А уже в самой Венеции "Возвращение" одержало просто-таки фантастическую викторию.
Вчерашний актер и начинающий режиссер Андрей Звягинцев, в творческом багаже которого были лишь пара незаметных ролей да несколько короткометражек и рекламных роликов, "побил" таких титанов мирового кино, как японец Такеши Китано, немка Маргарет фон Тротта, мексиканец Мануэль де Оливейра, англичанин Майкл Уинтерботтом, итальянец Марко Белоккио. В беспрецедентно острой конкуренции "Возвращение" завоевало сразу два "Золотых льва" - за лучший дебют и за лучший фильм фестиваля. Такого успеха не добивался здесь даже великий Андрей Тарковский, который 40 лет назад получил в Венеции "Льва" за выдающееся "Иваново детство".
На этом триумф "Возвращения" не закончился. За прошедшие несколько месяцев лента получила огромное количество премий на разных киносмотрах мира, в том числе приз Европейской академии киноискусства в обязывающей номинации "Открытие года". Но главным своим достижением Андрей Звягинцев и продюсер Дмитрий Лесневский считают то обстоятельство, что российский фильм нынче смотрят во всем мире - как смотрели когда-то "Балладу о солдате", "Войну и мир", "Летят журавли". Их внешне скромная лента, съемки которой обошлись всего в 200 тысяч долларов (это в пять раз дешевле "среднестатистического" российского фильма), куплена уже 51 страной мира: от Чили, Парагвая, Австралии до США, Франции, Великобритании. Кто знает, может, именно "Возвращение" - с его психологической правдой, визуальной экспрессией, внятными библейскими мотивами - положит начало возрождению некогда великого русского кино?
Самого же Андрея Звягинцева обрушившаяся на него слава ничуть не изменила. По признанию его друзей, он остался таким же обаятельным, скромным, даже застенчивым молодым человеком, каким был до своего триумфа. Нынче все его помыслы поглощены поисками материала для новой картины. Он перечитывает русскую и мировую классику, своего любимого Томаса Манна, кропотливо изучает сценарии, которые нынче в большом количестве приходят к нему. Андрей хорошо понимает: снять "проходной" фильм он просто не имеет права.