Как известно, общая сумма иракского долга России составляет 8 млрд. долларов. После поражения Саддама Хусейна американцы поставили вопрос об оказании помощи иракскому народу посредством списания внешних долгов Багдада, большая часть которых приходится на Россию, Францию и Германию. Российское правительство тогда заявило, что ничего не будет прощать, поскольку с нас советские долги никто не списывал.
Но на этой неделе все изменилось. После переговоров в Кремле глава Временного управляющего совета Ирака Абдель Азим аль-Хаким заявил, что Багдад "открыт для всех российских компаний". Эти слова были сказаны после того, как российский президент пообещал иракцам инвестиции наших нефтяников. Иных публичных обещаний с нашей стороны не было. Тем не менее член иракской делегации Джаляль Талабани пояснил: стороны договорились реструктурировать 4,5 млрд. долларов иракского долга через Парижский клуб кредиторов. Оставшуюся сумму в 3,5 млрд. долларов также готовы пересмотреть, если российские компании получат контракты в Ираке.
Российские официальные лица менее разговорчивы. Во всяком случае пассажи насчет списания долгов и признания за "ЛУКОЙЛом" контрактов на разработку месторождения "Курна-2" остались за иракским руководством.
Независимые эксперты предполагают, что Россия действительно согласилась списать 60 процентов иракских долгов в обмен на продолжение работы "ЛУКОЙЛа", "Роснефти" и "Зарубежнефти" в этой арабской стране. Если все действительно так, то выходит, что госдолг обменивается на возможность хорошо заработать для нефтяных компаний. Позиция странная, ведь у государства и частного бизнеса разные карманы. К тому же непонятно, с какой стати временная администрация оккупированной страны дает авансы без согласования с американцами - фактическими хозяевами Ирака. На этот счет посол США в России Александр Вершбоу недвусмысленно напомнил, что погоду в Багдаде делают янки. И, в частности, подтвердил, что "в основных, больших контрактах будут задействованы лишь страны - участницы коалиции".