Она поменяла работу в Кремле на свободное творчество
В Центральном Доме кино открылась выставка Людмилы Зотовой — одной из немногих в нашей стране представительниц так называемой «пальцевой живописи». Во всяком случае, 30 лет назад с пальцев у нее все и началось. Особым интересом к рисованию в детстве и юности она похвастаться не могла. Когда были маленькими ее дети, помогала им выпускать стенную газету, и на этом все. Но в зрелом возрасте, почувствовав желание выразить себя, свои мысли и чувства, стала наносить на пальцы краски и рисовать. Сначала на бумаге, потом на холстах. И перед ней открылся новый блистающий мир.
Творческие искания Зотовой в свое время поддержал народный художник СССР Таир Салахов. Благодаря его поручительству самоучку Людмилу Зотову приняли в творческий Союз, где представителей нетрадиционных техник и течений не очень-то приветствуют. Сегодня Людмила Ивановна работает, в том числе, и «старым дедовским» способом — с помощью кистей. Но в процессе работы обязательно добавляет непосредственный контакт пальцев, ладоней — ее незаменимых рабочих инструментов — с шершавой фактурой холста. И это придает картинам Людмилы Ивановны какой-то интимный, исповедальный характер. Как будто ее внутренний мир по кончикам пальцев перетекает в образное пространство создаваемых ею полотен.
Пишет она в основном пейзажи и натюрморты, в особенности, любит рисовать цветы. Хотя в ее коллекции есть и жанровые картины, и своеобычные, наособицу портреты Льва Толстого, Марины Цветаевой, Александра Пушкина. Последнему она посвятила нарисованный за месяц цикл из 25 картин, которые были представлены на выставке в Брюсселе, организованной нашим посольством к 200-летнему юбилею поэта.
Практически никогда Зотова не рисует с натуры, не копирует буквально жизненную реальность. Вдохновляется снами, летними поездками на дачу, воспоминаниями о путешествиях (а она объездила полмира). А еще Зотова щедро фантазирует, соединяет в своих картинах, казалось бы, несоединимое. Скажем, цветущую в июне сирень и спелые, как будто только что сорванные с дерева, отливающие глянцевым блеском осенние гранаты. Но на ее полотнах это пиршество красок создает особую цветовую и жизненную гармонию.
Это первая выставка Зотовой за последние три года: сначала этому мешал ковид, потом известные всем обстоятельства. А Людмила Ивановна привыкла к живому диалогу с любителями и ценителями живописи. За 30 лет творческого пути у нее прошло более 200 персональных выставок по всему миру. Не только во многих городах России, но и в США, Китае, Бельгии, Индии, далее везде. Вынужденное затворничество последних лет обернулось для нее сотнями новых картин. Это в дополнение к тем нескольким тысячам, которые были созданы Зотовой ранее. В Доме кино представлена лишь часть ее последних по времени работ.
Людмила Ивановна признается, что ведет жизнь образцовой жены, матери двух взрослых дочерей и бабушки: всегда успевает приготовить обед, прибраться по дому. Но при этом ежедневно стоит за мольбертом по 6-8, а то и по 10 часов. Но не потому, что у нее такая железная воля и не потому, что приковывает себя к подрамнику стальными цепями. А потому, что творческая работа ей по-прежнему в радость. И эта радость передается зрителям ее удивительно светлых, поэтичных полотен.
Картины Зотовой есть не только у частных коллекционеров живописи из 55 стран мира, но и в семьях Горбачева, Ельцина, других российских и зарубежных политиков. Последнее, впрочем, не удивительно. На протяжении почти двадцати лет Людмила Ивановна, обладая двумя высшими гуманитарными образованиями (одно из них журналистское), работала в Кремле, готовила документы на подпись президентам. Была лично знакома с первыми лицами страны и их ближним кругом.
В Кремле, к слову, ее высоко ценили. Некоторое время она честно пыталась совмещать «государеву службу» и живопись. Но потом выбрала свободное творчество. И сегодня об этом ничуть не жалеет.