Про Ницше, ежика в тумане и марокканскую еду

Завтра в ЦДХ на Крымском Валу открывается non/fiction №16 – международная ярмарка интеллектуальной литературы

Нон-фикшн — одно из самых лакомых событий предновогодней Москвы, в равной степени притягательное прекрасными книжками и атмосферой умного общения, поиском ответов на важные вопросы бытия. Заповедь открытости разным мнениям тут строго блюдется. В этом году пожалуют писатели, издатели, культурологи из 13 стран, включая США и Украину. «Трудностей в подготовке 16-й нон-фикшн, как ни странно, не случилось, — сказал директор компании-организатора «Экспо-Парк» Василий Бычков. — Мы боялись, что в связи с санкциями зарубежные участники преподнесут какие-то сюрпризы. Но, к счастью, приезжают все, подтверждая, что культура выше политики, что мы идем по правильному пути: ищем гуманитарные смыслы, сближаем людей через культуру и книгу».

Часть программы сформирована Австрией, Германией и Швейцарией, поскольку специальный гость ярмарки — литература немецкоговорящих стран. На этих стендах представят дайджест европейских новинок и проект «Берлин — книжный остров». Можно будет поговорить с поэтами, прозаиками, германистами, в частности со специалистом по экономической и социальной истории Томасом Гайгером — составителем «Европейской хрестоматии». Узнать, чем дышит Европа и как она относится к России.

Об итогах Года культуры и проектах Года литературы поведут диалог первые лица отечественной книжной индустрии Михаил Сеславинский и Дмитрий Бак.

Среди самых громких презентаций: «Наталья Бехтерева. Код жизни», третий том «Энциклопедии русского авангарда», академический 13-томник Фридриха Ницше, над которым издательство «Культурная революция» работало десять лет. Заодно главный редактор Игорь Эбаноидзе расскажет и о том, как и зачем читать великого немецкого философа. Вышли и «Черные тетради Мартина Хайдеггера» — эти поздние дневниковые записи проливают свет на его связь с национал-социализмом и ненависть к либерализму и демократии.

Борис Пиотровский представит альбом, посвященный 250-летию Государственного Эрмитажа, а главный архитектор столицы Сергей Кузнецов — уникальное исследование «Великие улицы» Аллана Джейкобса, доказывающего, что Пятая авеню в Нью-Йорке, парижский бульвар Сен-Мишель, барселонская Рамбла — именно они определяют лицо мегаполиса и задают тон всей его среде. А авторы двухтомника «Песенный фольклор советских тюрем и лагерей как исторический источник. 1917–1991» — американские собиратели Майкл и Лидия Джекобсон — убеждены, что по тюремным песням можно изучать отношение к власти не только заключенных, но страны в целом.

Книготорговцы озабочены финансовыми проблемами независимых книжных магазинов, по примеру Москвы появляющихся в провинции: «Петровского» в Воронеже, «Собачьего сердца» в Новосибирске, «Бакена» в Красноярске, «Корнея Ивановича» в Туле, «42» в Ростове-на-Дону, «Смены» в Казани, «Буксира» в Калуге. Их создатели поделятся своим опытом. Всего в нон-фикшн участвуют около 300 издательств и книготорговых предприятий.

Весь третий этаж ЦДХ отдан детской «Территории познания». Подумать о тех, кому жить в будущем, и посмотреть через них на себя сегодня самое время. Игры, забавы, мастер-классы тут будут перемежаться с размышлениями о том, как книга воздействует на юную психику — учит, лечит или калечит, как пробудить в малыше интерес к чтению и даже как не запугать ребенка великой литературой.

Обещаны и гастрономические радости, площадки страноведческих и культурологических путешествий в национальные кухни. Под пробы всяких вкусностей, приготовленных авторами кулинарных книг, профессиональными поварами, рестораторами, блогерами и просто гурманами познавать историю Италии или, скажем, Марокко гораздо увлекательнее, чем на пустой желудок. В общем, каждый из пяти дней — ярмарка продлится до воскресенья — будет очень нескучным, с живыми дискуссиями и душевными беседами вроде: «Как читатель создает писателя?», «Почему Пушкин оказался менее популярен, чем Бенедиктов, и потом вышел в гении?». Арт-критики встретятся на круглом столе «Философия ежика в тумане, или Действие в состоянии неопределенности» — будут искать точку опоры для сегодняшнего искусства и разбираться, что же с нами происходит. Хороший вопрос.