- Сергей Николаевич, помните, в советские годы твердили: "книга - источник знаний", "всем хорошим во мне я обязан книге". Как показали недавние исследования ВЦИОМ и Пушкинской библиотеки, сегодня более половины россиян не покупают книг, у трети граждан их нет, а 37 процентов вообще ничего не читают. Аналитики выносят приговор: Россия становится нечитающей страной.
- Мне хочется несколько оспорить такой вывод. Думаю, исследователи не учли - и об этом говорил один из участников дискуссии в "Труде", - мы вступили в эпоху высоких информационных технологий, где изменилась сама структура носителей информации и духовной культуры, источников получения знаний. Если раньше это были книги, журналы и газеты, которые можно было заполучить в киосках, магазинах или библиотеках, то сейчас все это постепенно заменяет Интернет. В России сегодня пользуется Интернетом около 6 миллионов человек. Достаточно включить компьютер, и ты можешь, не выходя из дому, почитать прессу, получить нужную тебе информацию, при необходимости распечатать. Очень удобно и время экономит. Все больше людей уже берет в дорогу не книгу или газету, а персональный компьютер. Другое дело, что компьютеризация чтения меняет, так сказать, на генетическом уровне образ мысли, "голов, торчащих в компьютере", но альтернативы информационно-технологическому прогрессу нет. Тем не менее, как показали исследования партии "Народная воля", в обществе возрождается интерес к духовным началам, к качественной литературе, в том числе к произведениям Льва Толстого, Федора Достоевского...
- Президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Жукова в беседе с корреспондентом "Труда", наоборот, уверяет, что 40 процентов российских школьников в своих анкетах признаются: их "тошнит от классики".
- Школьники весь ХХ век говорили то же самое. Я, например, когда меня заставляли читать Константина Федина или "Войну и мир" Толстого, с трудом осиливал только те главы, которые требовались к уроку. И лишь окончив школу, а затем университет, сам, без всяких подсказок, прочитал их произведения и получил настоящую радость. Школьники всегда ворчат - впрочем, как и их родители, когда делают что-то по принуждению. На мой взгляд, любовь или ненависть к классике во многом зависят от того, кто и как преподает ее. Не секрет, что многие учителя сегодня сами не очень-то читают, не отличаются особой изысканностью литературных вкусов. А как отмечал академик Дмитрий Лихачев, "нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или, по крайней мере, самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу!" Я бы еще добавил: сколько детских талантов подавлено ими на корню. Полузнайки особенно опасны в системе образования.
- Не провоцирует ли полузнайство и дурновкусие сама направленность выпускаемой книжно-журнальной продукции?
- К сожалению, на наших прилавках действительно предостаточно пошлых примитивных изданий, написанных к тому же отвратительным языком. Но, на мой взгляд, пик криминального, вульгарно-эротического чтива пришелся на вторую половину 90-х годов. И все же каждый находит то, что ищет. Как бы то ни было, но на книжных развалах есть и качественная, высокая литература, в том числе и классика. Другое дело, что хорошие книги нынче, бывает, не всем по карману. Этим как раз и должно озаботиться государство, если хочет, чтобы его граждане были начитанными и образованными...
- При всем внешнем благополучии наших отношений с Западом, против России ведется информационная война. Может, ситуация с "нечитающей Россией" - последствие этого?
- Информационная война против нашей страны сегодня снова набирает обороты и ведется, пожалуй, более изощренно и тонко, нежели это было в годы "холодной войны". Россия - духовная страна, и генералы "информационных войск" стремятся в первую очередь разрушить наш дух. Тем не менее Россия устояла, не рухнула в пропасть бездуховности, аморальности и фальшивых ценностей. Старшее поколение уже прозрело, завершило свои блуждания во тьме и в большинстве своем вернулось к отечественным стандартам жизни и национальным традициям. Борьба разворачивается за молодое поколение, за детей и подростков, которым навязываются нравственные нормы, противоречащие нашим традиционным духовным ценностям. Превращением молодежи в толпу без роду и племени, без исторической памяти и национальных корней наносится удар по будущему России...
Что и как мы в состоянии противопоставить этому нашествию? Пришло время разработать специальные программы, возродить специализированные подростковые и юношеские издания. На мой взгляд, очень важно само молодое поколение научить отличать зерна от плевел, провокацию от нелегкой познавательной работы, правдивую, скажем, историческую книгу от спекуляций, псевдолитературы. И на первый план этой борьбы выходят школы, вся информационно-издательская система страны. Убежден, что и преподаватели, и журналисты, и издатели должны ориентироваться на национальные интересы России, уметь профессионально отстаивать их. И все политические партии - вне зависимости от их идеологии - обязаны помогать власти в этом святом деле. А поэтому здесь должны работать люди, как говорил Владимир Путин, свободные от национальной кичливости и имперских амбиций, но настроенные патриотически, которые гордятся Россией, ее историей и культурой, своей причастностью к этому богатству. И здесь мне хочется выразить признательность "Труду" не только за нынешнюю дискуссию, но и за тот пушкинский "русский дух", который газета последовательно, без истерики и крайностей, прививает читателям. Подобных изданий немного, но именно они помогают России и россиянам устоять в непростое время.