Главная цель новых стандартов - оградить экологию от вредных выхлопов и предотвратить производство суррогатного топлива. Сейчас ежегодный ущерб от использования некачественного бензина и "коптящих" двигателей составляет 4-5 млрд. долларов. Как заявил на парламентских слушаниях глава Комитета Госдумы по экологии Владимир Грачев, только в Москве автотранспорт за год выбрасывает в атмосферу 1,8 млн. тонн "всякой дряни". Поторопившись отменить советские ГОСТы, правительство не подумало, как вообще контролировать в стране качество ГСМ. Меж тем если ничего не предпринимать, то через три года объем выбросов вырастет еще на треть, что для мегаполисов будет равнозначно экологической катастрофе.
Поэтому правительство решило перевести топливо на евростандарты, несмотря на возражения нефтяников. Им придется модернизировать НПЗ, построенные в советское время, когда о качестве топлива особенно не заботились. Сейчас из всех заводов, производящих моторное топливо, лишь четыре способны выпускать отвечающее нормам "Евро-4" горючее. По подсчетам экспертов, модернизация отрасли обойдется в 30 млрд. долларов. Тут бы самое время пожалеть нефтяных королей, но, боюсь, они постараются переложить свои затраты на плечи автомобилистов.
Правительство объявило, что стимулом для перехода на чистый бензин станут акцизы. Чем выше сорт продаваемого горючего, тем меньше ставка акциза. И наоборот. А если кто попробует ловчить и гнать "горючку" по старым стандартам, то его штрафами будут бить по карману. В новом техническом регламенте прописано, что каждую партию бензина следует метить специальными маркерами, чтобы нарушитель не отвертелся. А самым строгим наказанием станет изъятие лицензии на бензиновый бизнес. В обмен на готовность заняться модернизацией МЭРТ обещает обнулить таможенные пошлины на ввоз оборудования для НПЗ.
В любом случае с 2007 года на АЗС разрешат продавать только высокооктановый бензин марок Аи-93, соответствующий стандарту "Евро-2", и Аи-95 - класса "Евро-4". А 76-й и 80-й будут запрещены к реализации. Правда, когда конкретно это случится, сегодня никто не может сказать. А все потому, что наш автопарк не готов к потреблению дорогого топлива. Ну нельзя в колхозный "ГАЗ-53" или "Запорожец", на котором пенсионер два раза в год ездит на дачу, заливать высокооктановый бензин. Это все равно что скрестить "Москвич" с "мерседесом". Пока только половина автомобилей соответствует европейским нормам и лишь 10 процентов требованиям "Евро-4". В основном это ввозимые и "отверточные" иномарки.
Во всей этой борьбе за чистоту родной экологии есть, к сожалению, ложка дегтя. Дело в том, что переход на евростандарты может привести к остановке российских автозаводов, не приспособленных к выпуску машин с экологически чистыми моторами. Чтобы этого не произошло, их владельцам придется потратить миллиарды долларов на разработку и производство современных двигателей класса "Евро-3" и "Евро-4". Эти расходы неизбежно приведут к удорожанию российских автомобилей до 7-10 тысяч долларов, а эта ниша сегодня уже занята недорогими иномарками. А если учесть, что к 2007 году Россия все-таки вступит в ВТО, то можно не сомневаться, что на отрасли будет окончательно поставлен жирный крест.
В этой связи в прессе заговорили о возможном выкупе государством акций тольяттинского АвтоВАЗа. На днях совет директоров компании возглавил представитель "Рособоронэкспорта" Владимир Артяков, половину состава совета сформировали из госчиновников. Возможно, поднимать с колен отставшее от лидеров мирового автомобилестроения предприятие правительство собирается за счет бюджета. Как когда-то всем Союзом строили АвтоВАЗ.
Результат известен.