В декабре в Молдавии должен быть назначен новый президент - третий после Снегура и Лучинского.
В декабре в Молдавии должен быть назначен новый президент - третий после Снегура и Лучинского. Хотя формально глава государства должен быть избран, в республике эту процедуру называют именно назначением. Потому что начиная с нынешнего года в молодом суверенном государстве отменены всеобщие прямые выборы президента. Им на смену пришла упрощенная процедура: главу государства избирает парламент на специальном заседании. И вот недавно высший законодательный орган страны назначил выборы на 1 декабря 2000 года, поскольку полномочия Петра Лучинского истекают 16 января 2001 года.
Кто будет выбран и будет ли выбран именно в этот день, сказать трудно. Процедура предусматривает, что победителем признается тот кандидат, за которого проголосовало не менее 62 из 101 депутата парламента. Если учесть, что ни одна фракция не обладает таким количеством голосов (даже у самой крупной, коммунистической, их всего 40), становится ясно, что новый глава государства может быть назван только в результате соглашения между несколькими фракциями. Формально правом выдвижения кандидатур обладают группы депутатов в составе не менее 15 человек, причем каждый в отдельности имеет право подписываться под фамилией лишь одного кандидата. Таким образом количество претендентов не может быть более шести. Наблюдатели полагают, что на деле их вряд ли будет более двух, а то и одним- единственным дело ограничится, ибо все решит, скорее всего, закулисная борьба за будущие государственные посты. Пока же стало известно имя официально зарегистрированного первого кандидата. Им стал лидер коммунистов Молдавии Владимир Воронин.
Согласно вновь принятому законодательству, парламентариям дается четыре попытки, чтобы определить имя нового президента Молдавии. Если и тогда выборы не дадут результата, действующий президент распускает парламент, назначает выборы его нового состава, который и получит право довести до конца выборы главы государства.
Однако есть один нюанс. 16 января полномочия нынешнего президента заканчиваются. Если к этому сроку не будет названо имя его преемника, обязанности президента переходят к председателю парламента, а его функции - до формирования нового состава высшего законодательного органа - останутся в руках Дмитрия Дьякова.
Что и говорить, изменив Конституцию, в результате чего Молдавия стала парламентской республикой, нынешний законадательный орган поставил себя в сложную ситуацию. Как только это произошло, в республике стали раздаваться голоса (и нынешний президент придерживался такого же мнения), что парламенту нужно было сразу самораспуститься, чтобы уже новый его состав избрал главу государства. Теперь остается только ждать.