- Евгений Васильевич, вы занимаетесь изучением процессов, происходящих в глубине земного шара, и утверждаете, что они, безусловно, сказываются на жизнедеятельности человека. В чем это влияние выражается?
- Я придерживаюсь концепции, согласно которой земной шар имеет свойство постоянно увеличиваться в массе и объеме. Ежегодно земная кора расширяется на одну пятую квадратного километра. Земля прирастает, и ее поверхность волей-неволей растрескивается. Раздвижение земных блоков во внутренних слоях планеты приводит к выбросу глубинной энергии, которая "виновата" не только в землетрясениях, но и в гравитационных аномалиях. Поэтому в эпицентре землетрясения можно видеть, как дома, люди зависают на мгновение в воздухе. Пример такого энергоизвержения - Спитак. Там жилые дома сначала приподнимались в воздухе и только потом падали и разрушались. Чувствительна к гравитационным воздействиям и атмосфера. Она ионизируется, начинает светиться, "закручиваться" в вихри, смерчи, тайфуны, затяжные циклоны.
- Если Земля ежегодно прирастает, то почему мы этого не замечаем, а пространство, где живем, остается неизменным?
- Радиус Земли - 6371 километр. В год он увеличивается на 1 миллиметр, и это, конечно, незаметно для глаза. Но на строениях и сооружениях это со временем сказывается. Под Рязанью, например, есть железнодорожный мост через реку Сасовку, который за последние 120 лет раздвинулся на 48 сантиметров. Или такой факт: Европа от Америки ежегодно отодвигается на несколько сантиметров.
- Известно, что есть два глобальных сейсмических пояса: Тихоокеанский и Средиземноморский. Значит ли это, что Русская равнина, где мы живем, менее всего опасна в сейсмическом плане?
- На Восточно-Европейской платформе начиная с 1984 года наблюдается всплеск сейсмотектонической активности. Совсем не случаен ураган, промчавшийся через всю Русскую равнину - от Черного моря до Урала - именно летом 1984 года. Локальные землетрясения (ЛЗТ) наблюдались в Татарии, Прибалтике, в Центральном районе России, на Украине, в Москве. Вспомните, как 8 июня 1990 года на юго-западе столицы, почувствовав землетрясение, жители со страхом покинули свои дома. То же самое произошло в Лефортово 2 марта 1995 года. Есть убедительные доказательства того, что разрушенные поначалу непонятно кем и чем здания на Полянке (1988 г.), на Каширском шоссе (1987, 1992, 1993 гг.), на улице Миклухо-Маклая (1994г.), Алтуфьевском шоссе (1994г.), улице Островитянова (1998г.) пострадали исключительно от ЛЗТ, поскольку были построены над разломными узлами и зонами. Напрашивается вопрос: разве нельзя было сразу понять истинную причину этих разрушений? Отвечу так: можно, но сложно. Дело в том, что локальное землетрясение и техногенный взрыв очень похожи по своим разрушительным факторам...
- Именно поэтому вы полагаете, что взрыв четвертого энергоблока на Чернобыльской АЭС произошел не без "помощи" тектонических процессов?
- Припятско-Днепровская впадина изобилует глубинными нарушениями земной коры, а как раз под площадкой АЭС проходит один из тектонических разрывов. Я располагаю регистрограммами, подтверждающими, что в период аварии здесь произошло локальное землетрясение. Могу показать письмо, присланное в наш институт директором ЧАЭС Брюхановым еще в декабре 1985 года, то есть за полгода до аварии. Он просил академика Садовского откомандировать меня на станцию, где были обнаружены значительные смещения фундаментной плиты четвертого энергоблока. Я должен был приехать туда в апреле 1986 года, но к этому времени еще не успели подготовить договорные документы, и поездка отложилась "до после праздников".
Как развивались события до, во время и после аварии? С 18 по 26 апреля над Киевской и Черниговской областями располагался обширный циклон - один из симптомов повышенной тектонической активности. Кроме того, очевидцы утверждают: за полторы-две недели до ЧП был замечен перекос фундамента турбогенератора, что привело к сильной вибрации турбины. Местные жители за 50 минут до трагедии слышали подземный гул, видели над АЭС свечение в атмосфере, причина которого все та же: тектоническая активность. Проанализировав действия операторов во время аварии, смею утверждать, что они действовали в точном соответствии с обстановкой, хотя комиссия приписала им все мыслимые и немыслимые ошибки, да и ссылки на якобы ненадежный реактор не выдерживают серьезной критики.
Да, к моменту аварии необратимые процессы в реакторе начались - но не сами по себе и не из-за ошибок персонала, а в условиях чудовищной вибрации. Пятитонные двери срывало с петель, падали тяжелые металлические конструкции, в турбинном зале обрушивались плиты перекрытия. Но сам реактор тогда был еще цел. На это указывает следующее обстоятельство: при разрушении давление в нем должно падать, а оно росло, и температура повышалась. И только тогда, когда произошел еще один гравитационный удар, реактор разрушился, его выбросило вверх.
Надо учесть и такие факты. В конце августа 1986 года было зафиксировано землетрясение в Киеве; в 1991 году на блоке N 2 ЧАЭС - опять ЧП: взрыв водорода на одном из турбогенераторов при неработающем реакторе, что в принципе невозможно без внешнего воздействия. Та последняя авария тоже сопровождалась свечением атмосферы над АЭС. В 1996 году и позднее регистрировались еще несколько землетрясений в районе ЧАЭС. Как видите, доказательств моей версии не так уж мало.
- Если считать, что акватория Мирового океана - основная сейсмогенная зона планеты, то хотелось бы узнать, где находится самое опасное место?
- Есть определенные зоны в Мировом океане, где всегда бушуют штормы. К примеру, Бискайский залив, где недалеко от берега располагается котловина глубиной 5 километров. Наши подводные лодки почему-то решили отстаиваться именно в этом месте. В результате в 70-м году погибла лодка К-8. Через два года на том же месте затонула наша лодка К-19. Чрезвычайно опасен Бермудский треугольник. Как в шутку сказал о нем Высоцкий, "незакрытый пуп земли". Это действительно узловая разломная зона в Атлантическом океане. Там с 1986 года лежит на дне наша лодка К-219 в "компании" с двумя американскими. В последние два года стали опасными для судоходства Балтийское и Северное моря. Здесь зафиксированы десятки землетрясений, только в прошлом году - почти 40. В местах локальных сейсмически процессов вода как бы взбугривается, и у корабля, попавшего в эпицентр ЛЗТ, сто шансов из ста погибнуть. Полагаю, именно это случилось с паромом "Эстония" в 1994 году. Рядом с паромом лежат на дне еще 10 крупных кораблей. По рассказам людей, спасшихся после гибели "Эстонии", складывается впечатление, что в ночь катастрофы произошли подряд три сейсмических гравитационных удара, после чего паром пошел ко дну и лег на "ступень", образованную тектоническим смещением. Посмотрите на карту: "Курск" лежит на Кольской плите, которая тоже рассечена тремя разломами. Если субмарина попала в эпицентр землетрясения или даже "мягкого" энергоизвержения, то на ней вполне мог произойти взрыв водорода из-за ионизации.
- Евгений Васильевич, исследования, которыми вы занимаетесь в институте, - чистая наука? Или это прикладные исследования, которые дают реальную пользу?
- Именно прикладные изыскания позволяют проверить правильность фундаментальных концепций. Нами уже разработаны приборы для прогнозирования стихийных бедствий. Кстати, сейчас совместно со специалистами НИИ "Точприбор" мы испытываем датчик для подводных лодок, который будет предупреждать команду об опасных местах в морских глубинах.
- Зарубежные коллеги интересуются вашими работами?
- Да, приезжали специалисты из Южной Кореи, Японии. Два американских института интересовались нашими исследованиями по Чернобылю. В исследованиях по тектонике и геофизике зарубежные коллеги очень отстали от нас. Нигде за рубежом, даже в США, нет таких мощных научных подразделений, институтов, как в России.