Возвращение блудного мэтра

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект состоит из восьми серий. Канал же, ранее анонсировавший его в том же объеме, показал только семь. И о продолжении не сообщает.

Hаш добрый народ, склонный к конспирологии, сразу выдвинул три версии. Последний эпизод решили не показывать из-за низкого рейтинга. Канальное начальство прислушалось к массовым протестам активных граждан, посчитавших появление «Тетради» в эфире уступкой «пятой колонне». Ну и, наконец, могло же такое случиться, что мэтр сам с количеством серий напутал?

Наверное, истина все же в чем-то другом. Но то, что шум вокруг «Тетради» изначально был неизбежен, — это факт. Сюжет с этой премьерой вообще развивался нетривиально. С того момента, как началась СВО и с экрана исчезли многие популярные ведущие, аудитория постоянно гадала, кто из них вернется, а кто нет. Ко вторым сразу отнесли Владимира Владимировича и Ивана Урганта, руливших собственными программами, а также снимавших совместные тревел-шоу. Они в связи с политической обстановкой ничего особо крамольного вроде не говорили, больше молчали. Однако, по мнению общественности, делали это как-то двусмысленно. Кроме того, оба тусовались за границей, выступая с концертами перед богатой публикой, хотя периодически появлялись и в России, где встречались с влиятельными людьми. Фразы типа «Урганту (Познеру) предложили работу» звучали довольно часто, и бдительные граждане тут же принимались искать за ними обещание репатриировать блудных шоуменов в родное «Останкино».

Словом, в течение прошедших лет пара не давала забыть о себе. Не так давно Иван Андреевич представил публике свое сочинение под названием «Припухлые железы жизни», предупредив: «Я долго думал над книгой. Но потом мне в голову пришло самое простое и правильное решение. Зачем мне писать, не обсудив ее с теми людьми, которые будут ее покупать и, возможно, читать. Поэтому книга, как видите, пустая. Она написана до какой-то степени: придумано название, главы. И я сегодня позвал вас, чтобы вместе с вами и обсудить... Может, вы внесете свои корректировки?»

И, удивительное дело, когда в результате сей литературный труд, где было только оглавление и пустые страницы, появился в продаже, благодарные поклонники купили аж 5 тысяч экземпляров! Многие ли из наших нынешних классиков могут рассчитывать на такой успех, даже если сочинят роман размером с «Войну и мир»?..

Выходу «Тетради» предшествовал еще один казус. Премьера была запланирована на 7 октября, о чем и сообщили анонсы. Потом ее вдруг перенесли на неделю. Канал объяснять этот сдвиг не счел нужным. Сам Познер рассказал нечто туманное об ошибках в программировании на Дальний Восток. Народ же опять возбудился: «Проект-то должен был выйти аккурат в день рождения президента! А вдруг тот подумал бы, что ему решили преподнести такой подарок? Кто-кто, а матерый Константин Львович подобных ошибок не совершает». Да уж, действительно, хороший презент получился бы из явления в эфире крупнейшего канала человека, еще 15 лет назад откровенничавшего в таком духе: «В России меня держит только моя работа. Я не русский человек, это не моя родина, я здесь не вырос, я не чувствую себя здесь полностью дома, и от этого очень страдаю».

Но вот «Тетрадь» вышла, и надо ли говорить, что в социальных сетях и это, и некоторые другие высказывания Познера тут же процитировали граждане, возмущенные его возвращением? Они сочли его пробным камнем. Мол, таким образом всякие молчуны с фигой в кармане, окопавшиеся во властных структурах, хотели проверить реакцию людей. А коли пройдет, то и Аллу Борисовну в грядущие «Огоньки» можно запускать.

Хотелось бы, конечно, оценить «Тетрадь» вне политического контекста. Просто как большую (по хронометражу) премьеру. Да не получается. Во-первых, почему вдруг так много про Турцию? Все-таки отношения с этой страной у нас чаще всего сводятся к формуле «и не друг, и не враг, а так». Во-вторых, кто он, тот зритель, что семь раз в полночь будет усаживаться перед телеэкраном и по часу под размеренный, усыпляющий голос автора вникать в историю Османской империи и биографию Ататюрка, познавать особенности ислама, искать русский след на берегах Босфора, неспешно проходить по узким улочкам Стамбула? Ну разве что этот воображаемый зритель живет в каком-нибудь медвежьем углу, где нет ни радио, ни телевидения, и никто из местных не ездил на отдых в какую-нибудь Анталью...

По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Был повод восхититься физической и творческой формой очень пожилого человека. Жаль только, что вести свою «Тетрадь» тот решил без верного напарника Урганта. С шутками Ивана Андреевича, глядишь, и поживей бы вышло.