Цифровизация всея Руси

У чиновников свои представления о том, что полезно народу, а что ему вредно

Продолжается безудержный процесс увода в виртуальное пространство реальной жизни. Происходит это из представлений чиновников о том, что полезно народу, а что ему вредно. И вот правительственная комиссия одобрила законопроекты, направленные на цифровизацию сферы, касающейся очень многих, — рассмотрения дел об административных правонарушениях. Речь идет о внесении изменений в Кодекс и Федеральный закон. Многострадальный КоАП опять правят, теперь в угоду «общемировой» тенденции ухода в «цифру». Причем Россия собирается быть здесь впереди планеты всей. А что получается?

Вице-премьер Дмитрий Григоренко так прокомментировал новость: «Онлайн-взаимодействие в сфере административных правонарушений упростит процедуру рассмотрения дел. Сейчас такой формат допустим только в случае нарушений правил дорожного движения. Мы же планируем расширить эту возможность на все административные дела». И дальше следите за мыслью. «Это позволит избежать лишних затрат времени и усилий граждан и предпринимателей, что будет способствовать снижению нагрузки на бизнес. Вместо посещения заседаний и бумажной волокиты предприниматели смогут сосредоточиться на основной деятельности», — подчеркнул вице-премьер.

Разумеется, все для удобства граждан и по просьбам трудящихся. «В частности, предполагается обеспечить возможность проведения заседаний по делам об административных нарушениях через веб-конференции и позволить гражданам и предпринимателям обмениваться с госорганами документами в режиме онлайн», — пояснили в аппарате вице-премьера.

В случае принятия документов штрафы можно будет обжаловать или участвовать в судебных заседаниях дистанционно — из любой точки России и даже из-за границы, что позволит сократить время и ресурсы, разъясняют чиновники. Цифровизация процедур приведет к снижению процессуальных издержек, включая затраты на хранение и пересылку бумажных документов. «А одним из ключевых преимуществ изменений станет возможность граждан отслеживать ход рассмотрения дел через личный кабинет на портале «Госуслуги». Вся история переписки с госорганами будет храниться в одном месте. Это обеспечит прозрачность и доступность информации», — уверяют в правительстве.

Как это работает, можно показать на примере штрафа за неоплаченную парковку в столице. Я как раз с этим недавно столкнулся. И не по злому умыслу, а из-за отсутствия информации. Такие штрафы накладывает, причем давно и без всяких поправок в КоАП, московская контора по отъему денег у населения под названием Администратор московского парковочного пространства (АМПП). Она в одночасье делает платными то те, то эти куски московского асфальта, в том числе и в самых неожиданных местах: у больниц, детских учреждений, в глубоко спальных районах. Еще вчера можно было остановиться бесплатно, как вдруг за пятиминутную остановку приходит штраф. Никаких бросающихся в глаза плакатов «Зона платной парковки» и терминалов оплаты. Нет даже ходячих контролеров или парконов на автомобильной тяге. То есть затраты копеечные, а прибыль колоссальная — миллиарды.

Все автоматизировано: камера фиксирует, и вам приходит уведомление от портала «Госуслуги» на электронную почту, услужливо предлагая посетить свой личный кабинет и оплатить начисление. Точнее, оплатить через «Госуслуги» не получится — нужно переходить на столичный цифровой ресурс. При этом я никаких постановлений по почте не получал. Где, когда произошло нарушение, неизвестно. Не поступало ответа и на мое заявление об обжаловании штрафа, которое я оформил онлайн по всем канонам цифровизации, о которой сейчас радеет правительство. На горячей линии АМПП мне предложили ногами идти в офис этой организации и начинать с ней бумажный обмен письмами. Такой вот вам прогресс...

Предварительный и сугубо личный мой вывод: цифровизация в этой сфере уже давно идет, причем по пути минимизации затрат и усилий со стороны государства и усложнения жизни гражданам, особенно тем, кто не в ладах с интернетом. В столичных центрах «Мои документы» можно наблюдать такую картину: за мониторами сидят, вращая глазами, дедушки и бабушки, отродясь не видевшие интернета. Уже давно даже такая услуга, как оформление социальной карты, предоставляется онлайн. Вот старики под руководством специально выделенных людей знакомятся одномоментно с цифровизацией. Чтобы, получив социальную карту, без которой им не прожить, забыть о виртуальном пространстве еще хотя бы на пять лет.

Идем дальше. Цифровизация административных процессов идет давно и в судебной сфере. В принципе вы можете подавать жалобы и иски через порталы судов, там же можно следить за ходом разбирательства, видеть решения. Но онлайн-правосудие наталкивается на загруженность судейских, отсутствие ответственности за несоблюдение процессуальных сроков. Было бы неплохо онлайн подать жалобу, а через положенный срок получить ответ таким же образом. На практике все выглядит иначе. Например, я уже почти полгода не могу получить исполнительные листы по завершенному судебному процессу. И пока не отстоишь в судах многочасовые очереди и лично не выразишь свое возмущение, ничего не изменится и никакая цифровизация не поможет.

Районный суд не отвечает на онлайн-жалобу, поданную на портале Мосгорсуда. И что с этим делать? Жаловаться онлайн папе римскому? Вот если бы при отсутствии в положенный срок реакции на онлайн-заявление гражданина чиновник автоматически штрафовался на приличную сумму, а при рецидиве попадал бы в тюрьму, не виртуальную, а реальную, ситуация, возможно, изменилась бы.

Предполагается, что цифровизация взаимодействия граждан и юрлиц с органами власти по делам об административных правонарушениях будет «мягкой» — электронные документы (включая повестки, протоколы, заявления, ходатайства и т. п.) будут эквивалентны бумажным с оговоркой «при наличии технической возможности». То есть как в моем случае: появилась техническая возможность «послать меня» по интернету — значит, насчет положенного по закону «письма счастья» можно не заморачиваться.

Как сказано в сообщениях о заседании комиссии под председательством вице-премьера Григоренко, запускать новые порядки в условиях жесткого бюджета предполагается «при наличии технической возможности». Как написал «Коммерсантъ», одна из основных причин «плавного» введения электронного документооборота в КоАП — это отсутствие в бюджете средств на повсеместную цифровизацию данной сферы. Минфин дополнительных ассигнований не дает, проводить работы придется в рамках установленных лимитов, выделенных на финансирование судебной власти и Минцифры на цифровизацию гос-управления в рамках госпрограммы «Цифровая экономика». Как можно судить, на практике это обернется старым оборудованием и ущербным программным обеспечением, а значит, и сбоями в работе. Это бич всего процесса российской цифровизации, даже в самой ее продвинутой и богатой части — московской.

Чем, кстати, вовсю пользуются мошенники. Но если цифровизация в этой сфере приведет к дополнительным денежным потокам в бюджет, деньги могут найтись, а эксперимент быстро превратится в обязаловку.

Кстати, такая же история с цифровизацией и в коммерческой сфере. Народ загоняют в «цифру», освобождая персонал и сваливая на клиентов большую часть работы. Каждая мало-мальски вставшая на ноги контора предлагает скачать в интернете приложение и заниматься там самообслуживанием. Так делают даже премиальные сервисы, в том числе крупнейших банков, таких как Сбер и ВТБ. Миллионеры вынуждены ковыряться в интернете в поисках нужной кнопки. Но это нередко по факту дает сбои. Например, на днях я пытался расторгнуть договор ОСАГО в крупнейшей российской компании «Росгосстрах». Такой онлайн-сервис имеется, но по факту не работает. А на виртуальный запрос по этому поводу ответ был такой: идите в офис с бумажными документами и там расторгайте. Оформить полис страхования онлайн худо-бедно можно, и деньги за это онлайн заплатить тоже можно. А вот в обратную сторону — никак!

P.S. Одна из наших проблем еще и в том, что те, кто принимает решения, давно оторвались от реальной жизни, делают все для галочки и освоения бюджетов, не неся никакой ответственности за последствия. У них нет так называемой обратной связи. И вот результат: обнародованный 21 октября опрос ВЦИОМа говорит о том, что россияне устали от «цифры». Треть сограждан готовы отказаться от смартфона, заменив его кнопочным телефоном, а у 14% современного гаджета уже нет. Эта тенденция подталкивается еще и засильем всякого рода виртуальных мошенников, против которых государство не спешит выработать противоядие. Можно не сомневаться: те скудные средства, которые выделены на цифровизацию административных процессов, будут освоены, а благие пожелания правительства так ими и останутся. Зато кто-то сможет покрасоваться на экранах ТВ, рисуя перед президентом радужные и фантастические картины цифровизации всея Руси.