Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений
Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее поеживаешься. Лыжи, что ли, готовить с нартами?
В Центральной России (включая Московскую, Тверскую, Калужскую, Ярославскую, Ивановскую, Тульскую и Рязанскую области) аномальные морозы ожидаются в течение декабря, января и февраля. По прогнозам метеорологов, столбик термометра будет показывать от −25 до −33 градусов Цельсия. В Сибири, на Урале и Дальнем Востоке особо морозные периоды ожидаются уже в конце ноября. В Якутии столбики термометров будут периодически падать на дно — до самой «чашечки». К тому же предстоящая зима хоть и придет в Россию гораздо позже, чем обычно, но может побить рекорды по количеству осадков.
В Иркутской области власть уже приняла меры: посоветовала населению задуматься над обогревом жилищ. «Без печи жить — это термин есть такой: беспечность, — не очень складно, но грозно заявил на встрече с жителями села Урик чиновник Министерства ЖКХ Иркутской области Сергей Малинкин. — Вы, главы семей, должны думать о надежном теплоснабжении, переживать за жизнь и здоровье своих домочадцев, свою семью. Жизнеобеспечение — это приоритеты и для государства, и для семьи. И надо, чтобы живучесть в ваших домах сохранялась в любую погоду. Думайте, пожалуйста, про резервные источники, про генераторы».
Коммунальщик знает, о чем говорит: прошлой зимой даже жители пригородов Иркутска все чаще стали сталкиваться с отключениями электричества. Во время сильных морозов без электроэнергии остались и поселки по Байкальскому тракту. Хотя область лидирует в стране по производству дешевой гидроэлектроэнергии: Иркутская, Братская, Усть-Илимская и Мамаканская ГЭС расположены именно здесь. Однако населению от их близости зимой совсем не жарко. В июле на площади Труда даже прошел митинг, на который вышли десятки местных жителей. В числе требований собравшихся в адрес Иркутской электросетевой компании — приостановить подключение новых домов и провести модернизацию сетей. О результатах, видимо, люди узнают не позднее предстоящего ноября.
Ситуация со светом и теплом становится все тревожнее и в других регионах, и население это чувствует. В результате, по данным торговых сетей, уже в нынешнем году на фоне аварий в системе ЖКХ практически по всей России вдвое выросли продажи дизельных электрогенераторов. Примерно на 40% поднялись продажи бензиновых генераторов. «Дизельные генераторы, несмотря на их высокую стоимость, пользуются большим спросом, чем бензиновые, за счет своей надежности, — сообщает торговля. — Они менее чувствительны к влажности, экономичны, их конструкция обеспечивает меньшее число точек отказа в системе зажигания. К тому же большинство бензиновых генераторов рассчитаны на работу при температуре до −20 градусов, а дизельный при правильном выборе топлива может работать при любой температуре». Но та же торговля так же заботливо предупреждает: «В годовом выражении генераторы подорожали на 10%. Сейчас стоимость маломощных бензиновых начинается с 10 тысяч рублей, дизельных — с 56 тысяч рублей». А это уже звоночек.
Правда, три дня назад министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин на совещании с президентом страны отрапортовал: к зиме готовы почти 6,9 млн многоквартирных домов по всей стране. «Подготовлены 98,9% объектов коммунальной инфраструктуры — это 71,5 тысячи котельных, 160 тысяч километров тепловых сетей, — сообщил Файзуллин. — Запасы топлива сформированы в необходимом объеме». Звучит обнадеживающе, но...
Год назад зампредседателя правительства РФ — полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев тоже заявлял о готовности регионов ДФО к зиме. «У нас нет сегодня каких-то опасений, связанных с неготовностью объектов. Там цифры превышают 99%, поэтому все отработано ответственно коллегами», — сообщил вице-премьер журналистам. И даже назвал конкретные данные по объектам: котельные — 99,6%, тепловые сети — 99,7%, жилищный фонд — 99,8%. Запас топлива в районах даже более чем достаточен: твердое топливо — 155%; жидкое топливо — 118%... Но с 21 января, когда в Приморье изрядно похолодало, было зарегистрировано 385 технологических нарушений, инцидентов и аварий — на 8,7% больше по сравнению с прошлым годом. В феврале прорвало участок теплотрассы, обеспечивающей отоплением Первореченский район Владивостока. Затем «термальный источник» на теплотрассе образовался на улице Талалихина в Первомайском районе. 17 февраля в микрорайоне Ливадия и поселке Южно-Морской под Находкой прорыв на водопроводе оставил без холодной воды более 70 многоквартирных и 400 частных домов с населением более 3 тысяч человек. 7 марта во Владивостоке в районе транспортно-пересадочного узла на улице Луговой прорвало теплотрассу, что породило шутки про джакузи для прекрасных дам в честь Международного женского дня...
А сегодня уже «Яндекс» собирает статистику по регионам, оказавшимся налегке перед зимой. В Забайкальском крае 202 многоквартирных дома не готовы к отопительному сезону. Подавляющее число из них в Чите, а также в Борзинском, Читинском и Карымском районах края. В Омской области на 7 октября свыше 200 домов не было подключено к теплу из-за неполадок на теплосетях. В Мурманской области правительство региона признало срыв начала отопительного сезона в Североморске. Общий приблизительный подсчет: по данным на сентябрь 2024 года, готовность российских регионов к новому отопительному сезону составляла 75-95%. И совершенно непонятно, кто выручит население тех городов и поселков, чьи коммунальщики приготовились к предстоящей аномальной зиме на три четверти?
Местная пресса уже сообщает о наказаниях виновных и даже возбуждении уголовных дел. Например, в подмосковном Чехове, где горожане жалуются на износ оборудования всех 35 городских котельных и насосных станций, а сотрудники ресурсоснабжающих организаций — на задержки зарплат и отсутствие кадров. В уже упомянутом Забайкальском крае, где прокуроры внесли 12 представлений «об устранении нарушений», а в отношении восьми ответственных лиц возбуждены административные дела. В Омске, где из-за срыва отопительного сезона уволили заместителя директора — главного инженера АО «Тепловая компания». В Хабаровске, где краевая прокуратура края объявила 45 предостережений и внесла 16 представлений местным администрациям, которые «недостаточно хорошо подготовились к работе в зимних условиях».
На чиновничьем языке это означает: «Меры приняты!». Но хочется спросить: кому из жителей этих городов, районов и областей станет теплее от вынесенных представлений и предостережений? Впрочем, по сообщению министра строительства и ЖКХ России Ирека Файзуллина, страну уже готовят и к чрезвычайным ситуациям. «С учетом аварийных ситуаций прошлого отопительного сезона совместно с Минэнерго, МЧС, Ростехнадзором сформированы планы реагирования и обеспечения проведения в каждом регионе противоаварийных тренировок, уверяет министр. — В Санкт-Петербурге, Херсонской, Вологодской областях, Луганской народной республике тренировки продолжаются. Совместно с Ростехнадзором разработана и доведена до регионов инструкция по проведению противоаварийных работ при возникновении аварий в ходе отопительного периода».
Обратите внимание на уточнение: инструкция начинает действовать «при возникновении аварий». Но спросите любого специалиста-коммунальщика, тепловика или электрика: где у тебя с началом нынешней зимы рванет в первую очередь, а где во вторую, в третью? Ответит немедленно с закрытыми глазами и вряд ли ошибется, разве что чуть-чуть перепутает очередность. Так зачем же ожидать аварии с тайной надеждой: а вдруг пронесет? Зачем проводить «противоаварийные тренировки» вместо реальных устранений будущих аварий?
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Сошлются на катастрофическую нехватку труб и арматуры, кабелей и трансформаторов, того-другого-третьего, пятого-десятого. И не соврут: еще в прошлогоднем январе вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что сейчас в стране износ коммунальных сетей идет большими темпами, чем рост инвестиций в отрасль, и эта сфера является одной из самых проблемных в экономике государства. Но заметьте: все эти «нехватки» в каждом регионе существуют до первой серьезной аварии. Как только где-нибудь по-настоящему треснет, лопнет, взорвется, дефицит исчезает: откуда ни возьмись, автопоездами или самолетами, но непременно героически доставляется все необходимое. Распахиваются запечатанные склады МЧС и даже сверхсекретные шахты Росрезерва, где есть все необходимое даже для длительной войны. Мобилизуются добровольцы. И начинается вселенский Аврал Авралыч. Только службы МЧС за последние 30 лет спасли в таких авралах 2,5 млн человек, за что им вечная благодарность. Хотя очень многие чрезвычайные ситуации начинались с мелочей.
Эксперт Народного фронта Светлана Калинина, анализирующая состояние ЖКХ по регио-нам, приводит простой пример: «Ресурсоснабжающие организации и муниципалитеты, которые подписывают акты о готовности коммуникаций, заявляют, что они готовы к зиме. Однако на сегодняшний день устранены только 10% нарушений, которые нами выявлены в этом отношении в регионах. В остальном трубы не подготовлены, чердаки и подвалы открыты, подвалы полны воды или канализационных стоков. При этом всюду подписаны акты, что сети готовы к холодам». А они готовы «рвануть» в любой момент даже в несильные морозы...