ГИБДД и правительство не могут договориться, как должен работать новый закон о регистрации транспортных средств
Новый закон о регистрации транспортных средств должен вступить в силу уже с 1 января 2020 года, однако ГИБДД и правительство до сих пор не могут договориться, как он должен работать. Похоже, закон имеет шанс повторить судьбу нового ГОСТа, оговаривающего требования к автомобильным номерам. Предполагалось, что выдача новых номеров начнется 4 августа, однако вдруг выяснилось, что в загашниках ГИБДД скопилось около 100 тысяч номеров прежнего образца, — и пришлось бы отправлять оплаченное из денег налогоплательщиков добро на утилизацию. Поэтому вступление норматива в силу перенесли на год.
А тем временем идут жаркие споры вокруг закона о регистрации ТС. Минэкономразвития и ГИБДД затеяли принципиальный спор, как же быть с «красивыми» номерами. Истерзанные борьбой с коррупцией госавтоинспекторы предложили, казалось бы, логичный выход — продажу госномеров с интересными сочетаниями цифр через Госуслуги. Порталом пользуются более 100 млн пользователей, их число растет. Именно через Госуслуги сегодня удобнее оформлять замену водительских прав — без высиживания в живой очереди.
Вот ГИБДД и предлагает дать возможность выбора автовладельцам — заплатить минимальную пошлину или повышенную, за «красивый» номер. А определять размер доплаты доверить региональным властям.
Но в Минэкономразвития против. Там посчитали, что государство может заработать больше, если будет продавать «красивые» номера через аукционы. Но непонятно, кто организует саму процедуру и даст гарантии ее прозрачности. Да и появления рынка перекупщиков в этом случае вполне можно ожидать.
Неудивительно, что в этом вопросе даже принципиальные «Синие Ведерки» выступают на стороне дорожной инспекции. Они предложили дать возможность алчущим ввести в систему желаемую комбинацию и тут же увидеть, свободен такой номер или занят.
С другими изменениями понятнее. Известно, что начиная с нового года при покупке нового автомобиля получать госномера можно будет сразу у дилера — если, оговоримся, компания получила специальное разрешение и числится в реестре ГИБДД. Кроме того, номера можно будет получить по старинке, в Госавтоинспекции, или у частников — производителей этих самых номеров. Максимальный тариф, пообещали в Федеральной антимонопольной службе, будет установлен в районе 2 тысяч рублей.
Этот порядок получения номеров не касается сделок, совершенных на вторичном рынке. Покупателю автомобиля с пробегом придется обращаться в ГИБДД.
К слову, принцип проставления кода региона на номерах изменится. Теперь номера будут привязаны не к тому субъекту Федерации, где машина стоит на учете, а к месту, где зарегистрирован ее владелец. Москвич, купивший авто в Краснодаре и зарегистрировавший его там же, получит номера серии 777, а не 123. В ГИБДД не скрывают, что нововведение призвано обеспечивать усиленный полицейский надзор — инспекторы будут сразу видеть в потоке «понаехавших».
И еще одно строгое новшество: с 1 января у тех, кто купил новую машину, не будет возможности, как прежде, 10 дней раскатывать без номеров. Получать и устанавливать номера надо будет прямо в день покупки — под угрозой штрафа. Изменения коснутся только автомобилей с нулевым пробегом.
Кстати, в МВД подготовили проект ведомственного приказа, который может разрешить автодилерам самостоятельно регистрировать в ГИБДД выставленные на продажу машины. Это должно упросить жизнь автовладельцам.