Армейцам грозит исключение из Лиги чемпионов за уханье на трибунах
Матч Лиги чемпионов ЦСКА — «Манчестер Сити» запомнится, увы, не только острой борьбой. Во время игры армейские фанаты оскорбляли темнокожего капитана английской команды Яя Туре, на что «Сити» подал официальную жалобу в УЕФА. Последствия для ЦСКА могут быть самыми тяжелыми. «Труд» с помощью экспертов разобрался, почему в нашем футболе до сих пор процветают «филины»-расисты.
Я разъярен и разочарован, — заявил Яя Туре после матча. — Сначала мы передаем друг другу вымпел с надписью «Нет расизму», а потом ты слышишь эти выкрики с трибун. Считаю, что наказание должно быть максимально строгим — дисквалификация стадиона на несколько месяцев, а может, и на несколько лет«.
Перспектива лишиться «Арены Химки» на такой срок вполне реальна. Не далее как в начале октября за аналогичное нарушение кара постигла сборную Украины — стадион во Львове дисквалифицировали до 2018 года. Помимо этого украинцам вменили провести один матч без зрителей. В августе под горячую руку антирасистской кампании попало киевское «Динамо» — тоже пришлось сыграть при пустых трибунах. Более того, в регламенте УЕФА предусмотрены и более жестокие санкции — присуждение провинившемуся клубу поражения в одном и более матчах и даже исключение из турнира.
Вообще в последние годы футбольные чиновники не на шутку озаботились проблемой расовой дискриминации. «Мы будем бороться с этим явлением максимально жестко, — увещевает глава ФИФА Зепп Блаттер. — Штрафов недостаточно. Лучшим решением станет снятие очков и дисквалификация, ведь именно клуб несет ответственность за фанатов». Вопрос поручен антирасистской организации FARE, которая такими темпами скоро приобретет в европейском футболе статус, схожий с тем, какой имел Наркомат внутренних дел в сталинские времена. Рафаэль Панковски, курирующий в FARE Россию, настроен воинственно. «Нацистские скандирования — обычное дело на российских стадионах. А матчи часто прерываются из-за расистских выкриков в адрес чернокожих игроков», — однажды заявил он.
Насчет срывов матчей господин Панковски, конечно, преувеличил. Но это не отменяет того, что наши любители футбола, напротив, склонны недооценивать проб-лему. Загадочный русский менталитет считает уханье в адрес чернокожих не более чем забавной шуткой. Причем это касается и высоких руководителей. Последний пример: в мае болельщики «Спартака» от души угостили такими «шутками» игрока «Алании» Дакосту, который не сдержался, показал в ответ неприличный жест и был удален с поля. Глава премьер-лиги Сергей Прядкин отреагировал с удивительной прохладцей. «Хочу попросить болельщиков внимательно отнестись к людям, которые занимаются подобным», — только и сказал он. В итоге дисквалификацию получил сам Дакоста, а «Спартак» отделался штрафом.
Столь же миролюбиво высказывается министр спорта Виталий Мутко. «Расизм на стадионах — это проблема не только России, — считает он. — У нас тотальных проблем не происходит, по каждому инциденту проводятся проверки, ни один не остается безнаказанным. Кампания, которую развязала ФИФА, — это сигнал нашему футболу, чтобы решать эти проблемы внутри страны». Дальше сигналов дело не идет: в законе о болельщиках, подписанном президентом в июле этого года, о расизме вы не найдете ни слова.
И это объяснимо: расизм — не столько хулиганство, сколько проявление определенного мировоззрения. А эпоха эффективного менеджмента ценит бытие — экономику, инфраструктуру — куда больше сознания. Показательно, что в России, в отличие от многих европейских стран, до сих пор нет законов, направленных на противоборство реставрации фашизма. В духе вульгарного материализма наши «крепкие хозяйственники» скорее предпочтут построить стадионы для чемпионата мира-2018, чем потратить силы на борьбу с ветряными мельницами идеологических конструктов.
Стадионы, конечно, важны. Но комфортно ли будет на них играть, если к 2018 году репутация нашей страны окажется чернее самой темнокожей жертвы фанатов-расистов? Западные СМИ не преминут раздуть всякий мало-мальски значимый эпизод расистской эпопеи. Так, в 2008 году они смаковали интервью камерунца Андре Бикея, рассказавшего The Daily Telegraph, что в России ему приходилось носить с собой оружие, чтобы защищаться от болельщиков. В 2010-м обсуждали «банановый» баннер в адрес нигерийца Питера Одемвингие и провоцировали его на разоблачительные интервью. А после нашумевшего прошлой зимой манифеста фанатов «Зенита» с расистскими призывами газета Mirror назвала их не иначе как «чудовищами», вызывающими «тошноту».
Не заставила себя ждать и реакция на скандал с Яя Туре. «Инцидент на матче ЦСКА — „Манчестер Сити“ — позор страны, принимающей ЧМ-2018», — заключила The Guardian. Есть ли нам что ответить?
Алексей Парамонов, олимпийский чемпион, тренер сборной СССР
— У англичан в свое время хорошо получилось побороть расизм, и теперь их болельщики гораздо реже «отличаются» и у себя дома, и на выездах. А с тех пор технический прогресс продвинулся далеко вперед, и выявлять конкретных нарушителей можно оперативно и точечно. Кроме того, следует сместить вектор воздействия на нарушителей. Вот недавно оштрафовали ФК «Спартак» на 500 тысяч рублей, и другие наши клубы наказывали — именно из-за фанатов. Хотя в чем клубы виноваты? Ведь существуют официальные объединения болельщиков — у них есть руководство, свои сайты, свои финансовые счета. И странное дело получается: клуб для них выделяет бесплатные билеты на матч, а иногда даже оплачивает проезд в другие города на гостевые матчи. А когда болельщики безобразничают, за них опять клуб должен платить? Пусть со счетов этих объединений деньги и снимают.
Вячеслав Колосков, почетный президент РФС
— Согласен, проблема расизма у нас существует. ФИФА и УЕФА ведут дела по этой статье на основании протокола главного судьи и делегата, а также после изучения всех деталей инцидента. При вопиющих случаях рефери может остановить, матч и по вине своих горе-болельщиков команда получит техническое поражение. Есть и другие средства воздействия. Но на данный момент мне неизвестно о записях по этому поводу в официальные протоколы. И даже видеокадров, как безобразничают болельщики на трибунах, я тоже пока не видел. О случившемся могу судить лишь по записям в «Твиттере» футболистов Яя Туре и Венсана Компани. Но это не факты. А нет фактов — нет смысла и муссировать эту ситуацию.