Идея строительства Чебоксарской ГЭС берет начало еще с 1931 года. Именно тогда был выдвинут проект создания каскада гидроузлов на Волге и Каме. Он получил название «Большая Волга» и разрабатывался специально созданным одноименным бюро под руководством профессора А. Чаплыгина
Всего предполагалось возвести 10 гидрокомплексов. В 1930-х годах началась реализация грандиозного плана, и до войны были построено три гидроузла.
Очередь Чебоксарской ГЭС, последней в каскаде, настала только в 1968 году. Пришедшие на берег Волги строители не могли и представить себе, что спустя полвека объект так и не будет завершен. Причина – до сих пор не урегулированные противоречия между регионами по поводу оптимальной отметки уровня воды в водохранилище.
К каким последствиям привел затянувшийся спор? С 1981 года Чебоксарская ГЭС функционирует на пониженной отметке 63 м и при незавершенном обустройстве зоны водохранилища, что вызывает ряд экономических и экологических проблем. Сама ГЭС используется не более чем на 60% проектной мощности, недовыработка электроэнергии – порядка 1,5 млрд кВт•ч в год. Длительная работа гид¬роагрегатов на непроектном напоре приводит к их ускоренному износу. Оказалась нереализованной и задача по созданию в Европейской России Единой глубоководной системы с гарантированной глубиной 4 м. Само водохранилище имеет большую площадь мелководий (31,5% вместо 20,7% проектных), что не соответствует санитарным нормам и ухудшает качество воды.
Но главное, не закончено сооружение Чебоксарского гидроузла. Противники подъема уровня водохранилища не желают сдаваться, указывая на разные причины, почему не стоит этого делать. Между тем подобные проблемы возникали у других стран, которые вполне успешно их решали.
История ГЭС Ясирета на реке Парана удивительно напоминает судьбу отечественной Чебоксарской ГЭС на Волге. Та же крупная ГЭС руслового типа на равнинной реке, то же затянувшееся заполнение водохранилища, сопровождавшееся активными дебатами. Да и время действия практически совпадает. Поэтому южноамериканская история для нас весьма поучительна.
Река Парана, протекающая в Бразилии, Парагвае и Аргентине, – вторая по размерам вод¬ная артерия Южной Америки, уступающая лишь Амазонке. Река очень активно используется в гидроэнергетическом отношении – в частности, на ней расположена вторая по мощности в мире ГЭС Итайпу (14 ГВт). Ясирета – самая нижняя ступень каскада на Паране, в ее створе река окончательно приобретает равнинный характер. В то же время, учитывая огромный расход (среднегодовой – 12 тысяч м3/с), данный участок благоприятен для строительства крупной ГЭС со значительными, но приемлемыми площадями затопления.
ГЭС Ясирета находится на границе Аргентины и Парагвая, вследствие чего строительство станции потребовало заключения в 1973 году специального межправительственного соглашения. Для сооружения и эксплуатации станции была со¬здана отдельная межгосударственная организация. Непосредственно строительство началось в 1983 году и сразу столкнулось с трудностями финансового и организационного характера. В те годы в Аргентине, которая стала инициатором проекта, экономическая и политическая ситуация была далека от стабильности. Военная хунта передала власть демократически избранному правительству, но экономика находилась в перманентном кризисе.
Тем не менее в 1994 году напорные сооружения и ложе водохранилища достигли готовности к работе на промежуточной отметке 76 м (при проектной – 83 м). Первый гидроагрегат был пущен в 1994¬м, последний – в 1998 году.
Однако заполнение водохранилища до проектной отметки затянулось. Во¬первых, в Аргентине вновь случился кризис, и страна не смогла обслуживать выданные на строительство кредиты Всемирного банка. Во-вторых, из¬за управленческих просчетов и коррупции стоимость проекта выросла в четыре раза – с 2,5 до 10 млрд долларов. В-третьих, была развернута активная общественная кампания против завершения строительства станции.
В итоге начались долгие согласования, оценки ущерба и компенсационных мероприятий, разбирательства между банками и оператором проекта и т.п. Тем временем ГЭС работала на мощности 1,8 тысячи МВт (при проектной – 3,2 тысячи МВт), с недовыработкой 8 млрд кВт•ч. в год, без регулирующей емкости водохранилища, что не позволяло выполнять противопаводковую функцию. Население в зоне затопления оказалось в подвешенном состоянии. Из почти 12 тысяч семей, подлежащих переселению, между отметками 76 м и 83 м проживали около 9,5 тысячи семей.
После трезвой оценки ситуации было решено поднять уровень водохранилища до проектной отметки, что и произошло в феврале 2011 года. Площадь водохранилища увеличилась на 380 кв. км, крупнейший гидроэнергетический проект был завершен. А население в количестве примерно 50 тысяч человек благополучно переселилось в новые дома. Такая вот поучительная история.
Совершенно уникальна в этом отношении Швейцария. Рельеф этой страны сильно отличается от российского, однако местный опыт крайне интересен с точки зрения постановки и решения задач, связанных с созданием новых и реконструкции старых гидроузлов. Швейцария входила в состав шести стран (еще США, Франция, Румыния, Великобритания, Италия), которые 3 октября 1928 года на Мировой энергетической конференции в Лондоне учредили Международную комиссию по большим плотинам. Этот шаг оказался очень полезным для альпийской республики. Сегодня она занимает первое место в мире по количеству плотин на единицу площади – 5 на 1 тысячу кв. км.
История строительства гид¬росооружений в Швейцарии насчитывает 200 лет. Одна из первых плотин была сооружена в 1822 году, и она по сей день эксплуатируется. И это далеко не единственное сооружение, имеющее такой стаж надежной работы.
Однако сегодня в Швейцарии возникла проблема. Гидроресурсы страны уже используются на 87%, а потребность в электроэнергии продолжает расти. Правительство решило искать дополнительные возможности для увеличения ее выработки, в том числе с помощью реконструкции старых плотин и подъема уровня водохранилищ.
Примером может служить проект гидроаккумулирующей электростанции Линт-Лиммерн. В качестве верхнего бассейна используется водохранилище Муттзее, а в качестве нижнего – Лиммерн. Согласно плану мощность станции возрастет с 340 до 1,2 тысячи МВт. Это будет обеспечено за счет повышения уровня воды Муттзее на 28 м, в результате чего объем водохранилища увеличится почти в три раза. Работы должны быть завершены в 2015 году.
Активно «подрастают» и другие швейцарские плотины, а вместе с ними водохранилища. Например, высота плотины Мовуазен увеличена с 236,5 до 250 м, плотины Луццоне – с 208 до 225 м. Ведутся работы по подъему высоты плотины Гошенеральп со 155 до 163 м, что позволит больше вырабатывать дорогой электроэнергии в часы пик.
Для Швейцарии повышение уровня водохранилищ особенно актуально. В связи с глобальным потеплением ученые прогнозируют уменьшение стоков со знаменитых альпийских ледников и, соответственно, возможное снижение производства электроэнергии.
Впрочем, можно не сомневаться, что практичные швейцарцы сумеют найти решение, так как имеют гигантский опыт гидростроительства. Достаточно вспомнить, что в 20¬е годы прошлого столетия здесь появились проектные и строительные фирмы, специализирующиеся на сооружении ГЭС. А поскольку гидроэнергетический потенциал Швейцарии в настоящее время практически освоен, местные специалисты активно трудятся за рубежом – например, в Иране, где помогают возводить плотину Бахтиари высотой 315 м – самую большую в мире.