Липовая платежка выглядит правдоподобно, и отличить ее можно по слову «оферта» очень маленьким шрифтом
«Осторожно: фальшивки!» Такие объявления коммунальщики развешивают на подъездах жилых домов. Ведь жители Москвы по-прежнему время от времени находят в своих почтовых ящиках необычные квитанции. Внешне они выглядят как настоящие бланки по оплате коммунальных услуг. Но после оплаты счета вы получите не горячую воду и свет, а пакет исковых документов к своей управляющей компании.
Больше всего возмущаются жильцы, которые и так исправно оплачивают коммунальные услуги. В управляющие компании поступают звонки с вопросом: за что еще нужно доплачивать 1240 рублей 12 копеек. Именно такая сумма значилась в квитанции, которую получила жительница района Свиблово Елена Григорьева.
Оказалось, в управляющей компании ничего не знают, а квитанции приходят по несколько раз в месяц. «В нашем доме некоторые пенсионеры их даже оплатили, ведь выглядели они как настоящие, даже штрих-код был», — продолжает Елена.
В редакцию «Труда» читатели принесли ту самую липовую платежку. Выглядит она действительно правдоподобно. Только хитрое слово «оферта» очень маленьким шрифтом может намекнуть бдительному гражданину, что перед ним вовсе не квитанция из его управляющей компании, а предложение заключить договор.
Выяснить, откуда растут ноги, не составило труда: в графе «получатель платежа» — компания ООО «ВПК-Групп».
По телефону, указанному в платежке, нам невозмутимо объяснили, что никакая это не липа, а обычная рекламная акция. Оплата квитанции — дело добровольное. Более того, если верить рекламному объявлению, которое прослушает еще до ответа оператора каждый позвонивший, — дело нужное. Упомянутая фирма за означенную сумму — 1240 рублей 12 копеек — вышлет пакет документов.
Распаковав бандероль, заказчик найдет описание порядка действий по обжалованию неисполненных управляющей компанией обязательств, форму жалобы на неправомерные действия компании с требованием о перерасчете платы и проект искового заявления в суд на неправомерные действия управляющей компании с требованием о перерасчете платы. Получается, заполняя платежку, вы формально подписываете договор об оказании консультативных услуг, которые «ВПК-Групп» и предоставляет.
А что же делать тем, у кого претензий к управляющей компании нет? Нам вежливо объяснили: придется написать заявление, что платеж по квитанции был совершен ошибочно, и тогда деньги по безналичному расчету вернут. Процедура, по словам оператора, простейшая, но если вы и в этом не сможете разобраться, компания пришлет курьера, который проконсультирует вас на месте.
Учитывая, что жертвами этой «рекламной акции» становились в основном доверчивые пенсионеры и те, кому разбираться с происхождением платежки просто некогда, услуги курьера, видимо, актуальны. Кстати, платеж считается ошибочным по вашей вине, ведь на обороте квитанции черным по белому (естественно, мелкими буковками) написаны условия того самого договора оферты.
Формально то, чем занимается фирма, мошенничеством не назовешь. «Получается, они просто присылают вам договор, а вы сами разбирайтесь, подписывать или нет, — объясняет юрист Николай Игнашевич. — На квитанции действительно указаны и плательщик, и контакты, и условия договора. А закона, запрещающего стилизовать свою рекламу под платежки ЖКХ, у нас нет».
Только в своей рекламе компания совершенно забыла упомянуть, что по закону «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и так предусмотрен перерасчет за временное отсутствие коммунальных услуг и их некачественное предоставление. Причем всю информацию можно бесплатно получить в ГКУ ИС района или в своей управляющей организации.
В департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы уже устали разъяснять обращающимся за советом и помощью гражданам, что оплачивать такие квитанции не нужно.