Посылай SMS - и стой сколько захочешь

Максим Ликсутов рассказал «Труду-7» о платных парковках в центре города и о путях решения других транспортных проблем

Максим Ликсутов недавно назначен заместителем мэра Москвы. От 36-летнего чиновника, сохранившего также руководство департаментом транспорта, ждут жестких шагов, которые избавят город от пробок.

Для его назначения на пост вице-мэра не стало препятствием и 189-е место чиновника в русском списке миллиардеров Forbes (состояние Максима Ликсутова в конце прошлого года оценивалось в 500 млн долларов). Мэр Москвы Сергей Собянин пояснил, что, если человек неуспешен в бизнесе, ему на госслужбе делать нечего: «Мне все равно, богат он или беден. Главное, что он эффективный менеджер».

Свою деятельность новоиспеченный вице-мэр начал с непопулярной меры — введения платы за парковку автомобилей в центре города. С этого и начался наш разговор с Максимом Ликсутовым.

50 минут на поездку

В городе стартовал эксперимент по введению платной парковки. Его цель — разгрузить дороги в центре. Многие жители центра уже получили по почте «письма счастья» — брошюры о платной парковке. Около 100 сотрудников департамента транспорта на улицах рассказывают водителям, как правильно оплатить парковку. Дело это для города новое. Хотя, как заметил Максим Ликсутов, его коллеги из других европейских столиц удивляются тому, что Москва могла до сих пор обходиться без такой необходимой меры. У нас же это пока лишь эксперимент, который продлится до 28 февраля будущего года.

Как сообщил заместитель мэра, плату за парковку будут брать на 21 улице и в переулках: от Театральной площади до Садового кольца, вдоль Каретного Ряда и Петровки и на прилегающих улицах. Все места под платную парковку уже размечены. Всего их около 550. А оплатить стоянку можно очень просто — с помощью SMS-сообщения.

«Мы оттестировали систему оплаты парковки, — сказал Ликсутов. — В первую очередь это базовая система, когда при помощи SMS водитель сможет послать номер своей машины на короткий номер 7757 и тем самым оплатить парковку. Со счета будет списано 50 рублей за час стоянки».

Ликсутов уточнил, что за само сообщение платить не придется. Потом каждый час на мобильный телефон водителя будет приходить напоминание о том, что он оставил свою машину на платной парковке. Когда же водитель забирает свою машину, он снова отправляет на этот же номер SMS с русской буквой «С» или латинской S, что значит: «Стоп». Чиновник подчеркнул, что оплата парковки будет производиться исключительно в автоматическом режиме: «Любые люди, которые будут пытаться собирать плату на месте, — это мошенники».

Еще Ликсутов объяснил, что дворы как были бесплатными, так и останутся. Парковка будет бесплатной для инвалидов, а также для автомобилей экстренных служб. А вот москвичи, проживающие по тем адресам, где будут организованы стоянки, смогут парковать свои автомобили бесплатно только с 8 вечера до 8 утра. Оформить заявку на стоянку жители центра могут на портале госуслуг, в многофункциональном центре (МФЦ) или в префектуре ЦАО.

Максим Ликсутов особо подчеркнул, что спорные ситуации будут решаться в пользу автовладельцев. Все необходимые материалы можно также найти на специально созданном сайте http://parking.mos.ru.

По расчетам департамента, плата за парковки позволит сократить пробки в центре города и время в пути. А оптимальное ценообразование и удобная форма оплаты позволят заполнять парковки на улицах даже в часы пик на уровне 85%. При этом на освобожденных от парковок участках (а машины часто оставляют еще и с нарушением правил дорожного движения) можно пустить дополнительные маршруты общественного транспорта.

Заместитель мэра заверил, что выручку от платных парковок город будет использовать целенаправленно — на обустройство транспортной, пешеходной и общественной инфраструктуры тех районов, где проходит эксперимент. На остальную часть центра города пилотный проект будет распространяться постепенно — в течение трех лет.

«Мы декларируем намерение в итоге снизить время одной поездки в среднем до 50 минут. Задача амбициозная, так как во многих крупных столицах мира это время больше. Например, чтобы доехать из одного конца «большого Парижа» в другой, надо потратить минимум 1 час 20 минут».

Универсальный билет

Заместитель мэра города подробно рассказал о приоритетах развития транспортной системы столицы. Одна из основных целей новой программы — сокращение количества автомобилей на 20-25 тысяч единиц в час на въезде на МКАД и на 30-35 тысяч на въезде на Третье транспортное кольцо. Автолюбители, по мнению чиновника, в большинстве своем должны пересесть на общественный транспорт или, кому позволяют средства, на такси.

Новая стратегия предусматривает строительство на территории Москвы и Подмосковья 250-300 км дополнительных железнодорожных путей, интегрированных с метрополитеном, запуск по ним тактового движения электропоездов и реконструкцию Московского кольца железной дороги (МКЖД). Кроме того, департаментом транспорта разработано 12 маршрутов скоростного трамвая и автобуса с общим ожидаемым пассажиропотоком 120 тысяч человек.

Первые 20 информационных табло с расписанием транспорта появятся на остановках вблизи крупных пересадочных узлов еще до наступления зимы. Видеокамеры и датчики загруженности транспортной инфраструктуры, система навигации GPS и ГЛОНАСС будут передавать информацию на табло, а также на различные электронные устройства в режиме онлайн. В будущем году на общественном транспорте появится два новых типа билетов. Первый — универсальный билет для разовой поездки — будет действовать на всех видах транспорта. Вторым — комплексным билетом — можно будет воспользоваться в течение 90 минут и совершить неограниченное количество пересадок между разными видами транспорта (правда, метрополитеном можно будет воспользоваться только один раз). Но первое время в городе будут действовать обе системы оплаты.

Максим Ликсутов также отметил, что столичные власти намерены усилить контроль за оплатой пассажирами проезда на общественном транспорте. Он особенно выделил необходимость борьбы с незаконным использованием документов, дающих право на льготный проезд: «С начала года изъято около 20 тысяч таких карт у лиц, не имеющих на них права».

В часы пик поедем по встречке

Совместно с федеральными властями администрация города рассматривает возможность организации реверсивного движения на основных вылетных магистралях. «Прорабатывается возможность на время утреннего часа пик, когда люди едут в город, огораживать часть встречного потока. В Европе это широко распространенная практика», — объяснил Ликсутов.

Заместитель мэра также коснулся проблемы безопасности на остановках общественного транспорта, которая обострилась после трагического случая на Минской улице. По мнению Ликсутова, одним из самых эффективных способов защиты пассажиров на остановке являются заездной карман или бетонные столбики. Еще одним из способов может стать повышение бордюрного камня в районах остановок до 30 см. К концу года определят, что же выбрать.

Москвичей волнует также судьба монорельса. «Монорельс мы сохраним и в 2013 году, — сказал заместитель мэра. — Решение есть такое: пока в городе имеет место нехватка транспортной инфраструктуры, убирать его неразумно. Содержать будем, развивать — нет. Окончательное решение примем к 2014 году».

Новая структура, главная задача которой — борьба с нелегальным извозом, появится в ГУ МВД России по Москве, сообщил заместитель мэра. Он пообещал, что борьба с бомбилами будет системной.

Как будут расширяться платные парковки

В 2013 году платные парковки охватят Бульварное кольцо, в 2014-м — Садовое кольцо, в 2015-м — Третье транспортное кольцо. К середине будущего года все 28 улиц в центре города станут платными для желающих оставить свой автомобиль. Парковочные районы объединят в общую сеть системой паркоматов, и взыскание платы за стоянку будет осуществляться в автоматическом режиме. Ожидается, что через два года в столице будет 21 тысяча платных машиномест, а в 2015-м — уже 76,5 тысячи.