Коллекционеры знают цену реликвиям той войны
Память о войне 1812 года осталась не только в мемуарах и исторических романах, но и в земле. В России и за рубежом много людей ищут и восстанавливают оружие, амуницию и утварь русской и французской армий. Сегодня мы расскажем о трех коллекционерах, которые собирают уникальные предметы того времени.
Кирилл Нагорный, коллекционер оружейных замков
— Мне интересны все оружейные замки с момента их появления — от фитильных до кремневых. Период начала XIX века составляет значительную часть моей коллекции.
В каждом замке есть своя загадка. Только представьте: вы нажимаете на спусковой крючок, тотчас внутри начинается невидимое глазу взаимодействие пружин и деталей, движется курок, кремень чиркает по огниву, высекается маленькая искорка, попадающая на полку, — и вспыхивает порох. Это же магия!
Коллекция моя каждый год прирастает. Но я не сам занимаюсь раскопками, я покупаю замки. Мне интересны работающие механизмы, что называется, на ходу, а археологи поднимают в основном неработающие предметы, поэтому с ними я редко пересекаюсь.
Конечно, сейчас продается и покупается практически все. Стоимость вещи зависит от ее состояния и от того, насколько продавец осведомлен о ее истинной ценности. Поскольку замки в основном из металла, часто на глаз отличить оригинальную деталь от подделки невозможно. Разве что с помощью спектрометра.
Илья Туровский, специалист по реконструкции вооружения и обмундирования французских кирасир
— Я изучаю историю наполеоновских войн. В свое время друзья попросили помогать им в атрибуции вещей, которые они находили. Потом стал сам вещи коллекционировать.
Для меня наслаждение держать в руках старинные предметы, дотошно исследовать, как и из чего они сделаны. Это мне очень помогает в реконструкции кирасир.
Сейчас в моей коллекции около сотни уникальных вещей. Стараюсь подбирать строго по тематике «Кавалерия Великой армии». Есть почти все: от номерков на папахах и до шпор. Иногда удается найти практически целую вещь. Например, замок с кавалерийского пистолета, в полном сборе: дерево сгнило, а металл прекрасно сохранился.
Большинство аукционов проводится в Европе или Америке, куда бежало много французов после падения империи. Пуговичку можно купить по цене от 10 до 1000 евро — все зависит от того, с мундира какого именно полка. Пуговицы русской пехоты гладкие и однообразные, а вот у французов они разной формы и имеют номер.
У нас тоже можно купить старинные вещи: от оружия до мундиров и орлов. Есть три варианта: антикварные магазины, магазины на вернисаже в Измайлово, торговля через интернет. Я предпочитаю второе, потому что на вернисаже встречаются люди, которые занимается коллекционированием или археологией. Там даже пулю иногда преподнесут просто в подарок, если увидят, что вам действительно интересна история войны. И, может быть, с этой пули у вашего сына начнется новое увлечение, а потом появится своя коллекция.
Сейчас в России многие увлекаются археологией. Интерес похвальный, но существует и оборотная сторона медали. Ведь находок археологов-любителей не видят профессиональные историки. В свою очередь, любители не всегда могут идентифицировать попавшие в их руки предметы. Получается замкнутый круг.
Игорь Долгов, исследователь формы французской армии
— Однажды в поисковом отряде, исследовавшем места боев
Есть два типа коллекционеров. Или человек скупает все подряд по принципу «пусть будет». Или собирает предметы строго по теме — к примеру, оружие, мундиры или монеты. Вот такой коллекционер точно не пропустит ни одной стоящей вещи, потому что знает ей настоящую цену.
Что касается археологов-любителей, то среди них нарушителей закона в части находок 1812 года нет. На Бородинском поле сейчас никто не копает, а все остальные места сражений не внесены в охранную зону. Купить миноискатель никто не запрещает. Хотя удача улыбается редко. Все предметы разбросаны вдоль старых дорог и на месте деревень, от которых и следа не осталось. Не существует курганов с захоронениями, как в средние века. Крайне мало даже братских могил. По приказу Александра I тела погибших сжигали — так боялись эпидемий.
В Западной Европе многие земли, где были сражения, находятся в частной собственности, и нелегальных раскопок нет. Там в основном коллекционируют оружие и предметы униформы. У нас же на рынке появляется практически все, что находят. Многие на этом пытаются построить небольшой гешефт, выкапывают старинные предметы и продают. Существуют форумы с разделами, посвященными таким аукционам. Жаль, что частные коллекции нигде не выставляются. Люди не хотят, чтобы к ним приходили из органов и задавали вопросы.
Вообще настоящие знатоки стараются так собрать коллекцию, чтобы были представлены предметы обеих воюющих сторон. Другое дело, что у противника было больше разнообразия в оружии и амуниции, чем в русской армии, поэтому в любой такой коллекции больше французских раритетов.
25 октября
Платов с 10 казачьими полками ночью переправился через реку Лужу выше Малоярославца и напал на обозы неприятельской армии. Наполеон едва избежал плена.
26 октября
Главная армия Кутузова выдвинулась к селу Детчино, оставив у Малоярославца авангард под командой Милорадовича.
27 октября
Неприятельская армия отступила в сторону Медыни. Главная квартира Наполеона разместилась в Верее.
28 октября
Отряд Карпова вытеснил арьергард под командованием Даву из Боровска и двинулся на соединение с авангардом Милорадовича.
29 октября
Штаб Наполеона остановился в Гжатске. Отряд Денисова послан для нападения на обозы отступающей неприятельской армии.
30 октября
Армия Наполеона отступила по старой Смоленской дороге преследуемая авангардом русской армии и казаками Платова.
31 октября
Наполеон прибыл в Вязьму. Корпус Платова вышел на Новую Смоленскую дорогу, атаковал неприятеля у Колоцкого монастыря и отбил 20 орудий.
Подробную версию этих материалов со ссылками на подлинные исторические документы читайте на сайте www.runivers.ru.