Так называют специальные отделения дневного пребывания
Годы берут свое — не все уже получается ловко и быстро, здоровье не то, память подводит, еще и денег не всегда хватает. Но больше всего пожилых людей страшит одиночество. И чем старше человек, тем острее для него необходимость общения, внимания окружающих.
Для самых пожилых одиноких москвичей департамент социальной защиты населения города Москвы открыл специальные «отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов со стационаром». Название длинное и официальное, а в народе их зовут не иначе как «детскими садиками для пожилых».
Люди и пеструшки
Таких «детских садиков» в столице четыре, и работают они в разных округах. Главное отличие их посетителей — возраст. Сюда приходят одинокие, очень пожилые люди — большинству из них за 80, — поэтому для них нужны особые условия. Можно назвать это старшей группой в отделении дневного пребывания. Все пожилые люди посещают одни и те же студии, кружки, мероприятия, только для старшей группы предусмотрены щадящий режим и усиленное внимание медицинских работников.
Один из первых таких «детских садиков» открылся в Царицынском центре социального обслуживания в 2011 году. Пожилые одинокие люди могут посещать его с периодичностью раз в квартал, смена — 22 дня. За те три недели, что они проводят вместе, успевают сдружиться и продолжают общаться и после окончания смены.
Входишь на территорию Царицынского ЦСО и сразу ощущаешь себя курортником, отдыхающим в привилегированном пансионате. Здание с колоннами, зеленые аллеи, клумбы, яблоневый сад, неспешно прогуливающиеся дамы и отдыхающие на скамейках мужчины. А рядом, также не торопясь, вышагивают: пеструшки. В центре города, и не просто города — мегаполиса — мирно пасутся курочки. Они квохчут о чем-то своем, а заслышав интересный разговор на лавочке, подходят поближе. Так и сидят рядком: седовласые мужчины, говорливые дамы и дремлющие на солнышке пеструшки. Полная гармония людей и природы в центре столицы.
Средство от бессонницы
В ЦСО «Царицынский» не только приятно погулять, здесь есть множество кружков, где за общим делом хорошо пообщаться — иногда даже молча, как, например, в комнате, где шахматисты соседствуют с любителями домино и бильярда. Здесь немногословное мужское общество, слышен только стук шаров и костей о стол. Но эти молчуны — одни из самых преданных посетителей отделения дневного пребывания, они приходят сюда первыми и проводят почти целый день.
Рядом с молчунами зал отдыха — это особая территория старшей группы. Изюминка в том, что здесь не только можно посидеть в мягких креслах под фоновое бормотание телевизора. Одно движение руки — и кресло превращается в кровать, где можно отдохнуть после обеда, для каждого посетителя даже приготовлен комплект постельного белья. Впрочем, спящих я не заметила. И это легко понять: поспать можно и дома, а вот пообщаться дома не с кем — так зачем же терять драгоценное время? Кстати, общение и вообще день, проведенный в Царицынском ЦСО, оказались неплохим средством от бессонницы.
Здоровью пожилых людей здесь уделяется особое внимание. В центре есть галокамера, зал психологической разгрузки, тренажерный зал, массажное кресло, проводится ароматерапия, посетителей угощают кислородными коктейлями.
В зале ароматерапии на стенах висят полотна русских художников, вышитые гладью, звучит тихая музыка, пахнет разнотравьем. На диванах, прикрыв глаза, отдыхают в основном дамы. Обстановка приятная и убаюкивающая, из-за этого даже возникают проблемы — внезапный храп заглушает звуки музыки. Поэтому, входя в это царство ароматов, посетители себе и окружающим, как мантру, повторяют: «Не спать!»
Будь готов — всегда готов!
К творчеству привлекаются все, и возраст тут не помеха. Большая часть этажа отдана именно под творческие мастерские, выставочные залы и музей.
Директор центра Степан Буртник не перестает восхищаться талантами, которые часто раскрываются лишь после того, как человек уходит на пенсию:
— У нас такие кружевницы есть, такие мастера вышивки, вязания, что на наших выставках все ахают и охают. Наши театральные труппы и хор постоянно выступают перед зрителями, проводятся конкурсы. Все направлено на то, чтобы люди не чувствовали себя одинокими, никому не нужными. Мы вовлекаем их в творчество, в искусство. Работая здесь, видишь и понимаешь, что на пенсии жизнь только начинается.
Несколько посетителей старшей группы я нашла в выставочном зале. Союз художников привозит сюда картины, экспозиция постоянно обновляется. А еще на стендах висят фотографии. Их автор — Наталья Ивановна Головкина, которая всю жизнь работала инженером-конструктором и впервые заинтересовалась фотографией, когда вышла на пенсию, — ей подарили фотоаппарат. Постепенно фотография стала для нее не только увлечением, но и способом заработка. Из ее работ узнаешь, как живут пенсионеры в центре. Вот отряд поднял руки в салюте, красные галстуки вьются на ветру, глаза у всех счастливые и молодые, хотя все эти пионеры — пенсионеры. Просто в Царицынском ЦСО есть традиция — отмечать День пионерии: с настоящим пионерским костром, а еще с горнами, барабанами, построением на линейку и прочей атрибутикой их счастливого детства.
Со следующих снимков смотрят кокетливые дамы — каждая в оригинальной шляпке. Вот когда привычка хранить старые вещи пригодилась. В центре ежемесячно проходит «Дефиле в шляпках», где каждая участница красуется в своей любимой шляпе, вынутой из сундука. А есть еще «Дефиле в шалях», где большинство моделей — собственного производства.
Местный музей носит название «Старая квартира». Это комната, где собраны вещи тех лет, когда посетители ЦСО были молоды, счастливы и беззаботны: довоенных и послевоенных. Здесь массивные старинные часы, настенное зеркало в резной деревянной раме, кованый сундук, тяжеленный угольный утюг. О прошлом напоминает и музей Великой Отечественной войны — он расположен на первом этаже здания.
Счастье Бориса Дробовича
С одним ветераном из старшей группы мы разговорились надолго, уж очень оптимистичный он человек, Борис Августович Дробович. Родился в Москве, кто его родители, не знает — детдомовец. Возраст врачи в детстве определили по зубам, и если правильно, то сейчас Борису Августовичу 85 лет. Фамилию и отчество взял от своего бывшего приемного родителя — Августа Михайловича Дробовича. И день рождения выбрал себе сам — 5 мая, в этот день родился Карл Маркс. Ему было улыбнулась судьба — взяли в приемную семью. Но вскоре эта улыбка превратилась в усмешку. Однажды мальчишка по детдомовской привычке раздал всем друзьям-соседям грецкие орехи, хранившиеся в мешке. Это, видимо, стало последней каплей в чаше терпения взрослых — его вернули в детский дом, там он и закончил школу. Потом было ремесленное училище, с которым в 1941 году уехал в эвакуацию. Голод — самое яркое впечатление детства и юности. В 17 лет его призвали в армию, он воевал на Западном и Восточном фронтах.
А после войны Борис Августович 63 года работал шофером. Есть жена, дети, но живут отдельно. После выхода на пенсию раскисать не стал, наоборот, увлеченно начал осваивать возможности пенсионного времяпрепровождения. В ЦСО сначала пел в ансамбле, потом нашел себе новое дело — в 79 лет встал на ролики.
— Сейчас райская жизнь наступила, — уверен Борис Августович. — Хлеба можно есть сколько хочешь. А это счастье!