В череде событий «арабской весны» переворот и гражданская война в Ливии, безусловно, оказались самыми трагичными. Грязная и гнусная история гибели лидера Джамахирии должна стать уроком не только для самих ливийцев, но и для всего остального мира.
Какими бы чудовищными преступлениями ни запятнал 42 года своего правления Каддафи, он все равно имел право на суд. Даже советские чекисты в
Каддафи имел право не позировать мертвым перед западными фотографами и ливийскими повстанцами, которые снимали его на камеры мобильных телефонов. Шоу под названием «Умирающий Каддафи в крови» состоялось с молчаливого согласия западных стран. Ведь только МИД России, Уго Чавес и Фидель Кастро выразили свое сожаление в связи с убийством полковника.
И здесь первый вывод — для лидеров нынешних арабских революций. Все они — герои египетской площади Тахрир и улочек тунисских городов — могут закончить точно так же. И это не аллегория. Западные страны, активно помогавшие революционерам, особенно в Ливии, теперь готовятся компенсировать понесенные расходы природными ресурсами. То есть через 10–20 лет ту же Ливию может захлестнуть антиамериканская революция. И тогда уже сегодняшние победители из Национального переходного совета встанут к столбу.
Вообще история очередной ливийской революции должна стать уроком для тех стран, которые хотели бы видеть себя в качестве партнера Евросоюза.
В 2007 году президент Франции с улыбкой пожимает руку Каддафи во время его поездки в Европу. В 2010 году премьер Италии Сильвио Берлускони приехал на саммит Лиги арабских государств, где подобострастно целовал полковнику руку (в свое время Ливия сильно помогла Италии, согласившись принять у себя беженцев из Африки). Или вот фотохроника зафиксировала встречу Каддафи с премьером Испании Хосе Луисом Родригесом Сапатеро: они сидят за одним столом как настоящие партнеры.
И в этом глубокое назидание маленьким и недостаточно сильным странам. Евросоюз — экономически сильный партнер. Но это союз не просто иногда предает, он сделал предательство одним из главных инструментов своей политики (одна история с отменой участия президента Украины Виктора Януковича в саммите ЕС чего стоит). Мораль проста: Евросоюз до поры до времени будет улыбаться кому угодно, но страны с сомнительной репутацией для него никогда не станут настоящими партнерами.
Наверное, глубоко символично, что гибель Каддафи почти совпала с саммитом ЕС, на котором государства пытаются не допустить фактической гибели идеи панъевропейского объединения, которое трещит по швам