В субботу в Москве прошел впервые санкционированный антиправительственный митинг. И хотя теперь акции оппозиции могут разрешать чаще, власти могут продолжить закручивать гайки в законодательстве о выборах и партиях.
Еще на подходе к Пушкинской площади, где московские власти в субботу разрешили оппозиции провести митинг с требованием отставки премьера Владимира Путина, было видно, что мероприятие санкционированное. Не было привычных для запрещенных демонстраций десятков автобусов с милицией и служащими внутренних войск, не твердили милиционеры в «матюгальники» свою любимую мантру, призывающую граждан разойтись.
Опрошенные «Трудом» эксперты считают, что власти согласились на митинг, чтобы дать людям выпустить пар. Но хотя митинги могут теперь разрешать чаще, гайки все равно будут закручивать. Ведь если бы вдруг свобода митингов стала традицией, страну захлестнула бы волна народных выступлений.
Огороженная по периметру металлическими заграждениями площадь к моменту начала митинга была заполнена менее чем наполовину, с трибуны из динамиков лилась музыка патриотичных песен, под которую пришедшие на митинг проталкивались через металлоискатели, оборудованные специально обученными для досмотра личных вещей милиционерами.
Активисты держали флаги оппозиционных движений «Солидарность», «Объединенный гражданский фронт», «Нация свободы» и других. Несмотря на солнечную и относительно теплую погоду, на площади, по оценке корреспондента «Труда», собралось всего около 500 человек.
Наконец митинг начался. Демонстрацию организовал некий Комитет пяти требований, в состав которого
Оппозиция заявила о необходимости отставки правительства во главе с Путиным, немедленного роспуска обеих палат парламента и немедленного проведения «свободных и конкурентных» досрочных выборов. Кроме того, по мнению оппозиционеров, нужно радикально обновить личный состав милиции и спецслужб, а также использовать бюджет на благо народу и стране.
Существует мнение, что разрешение на антипутинский митинг было дано сразу после прихода на пост мэра
Оппозиционер считает, что власть и дальше будет проводить политику кнута и пряника, то разрешая митинги, то не давая санкции. «Ведь если представить, что свобода митингов станет традицией для Москвы и всей России, то это приведет к росту протестной активности: сейчас людей сдерживает страх получить милицейской дубиной по голове», — рассуждает Яшин.
Эти мысли подтверждаются тем, что традиционный митинг «Стратегии 31» на
С тем, что власть будет придерживаться принципа кнута и пряника, согласен и замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Сейчас власти пробуют, что получится, если немного отпустить „уличную политику“, хотя свобода митингов в принципе ни к чему сокрушительному для властей не приведет, — говорит „Труду“ Макаркин. — Митинги — это только одна сторона медали: параллельно ужесточается процедура создания партий, уже зарегистрированные партии снимают с местных выборов».
Впрочем, добавляет политолог, разрешение антипутинского митинга — позитивный факт, показывающий хотя бы небольшое стремление власти к диалогу с