УМНЫЙ ГОРУ УБЕРЕТ

Дом Григория Донченко стоило бы занести в Книгу рекордов Гиннесса. На целых два этажа "вгрызся" он в гору, где оказались упрятанными под землей две трети строения. Односельчане прозвали его "бункером Гитлера".

Строительную эпопею Григорий Донченко начал более 30 лет назад. За это время он едва успел подвести стены под крышу. "Воровать не приучен, а без денег разве быстро построишь?" - объясняет пенсионер причины долгостроя.
...С улицы дом Донченко выглядит как обычное одноэтажное строение. Простенькая наружная дверь ведет в небольшой холл-прихожую. Следующий шаг - и я сбегаю по лестнице вниз. Там, этажом ниже, фантастическое зрелище: вся передняя стена 40-метровой комнаты застеклена. Солнечный свет попадает в гостиную и из крыши, которая сооружена из прозрачных материалов. Только теперь замечаю, что остальные три стены гостиной и других комнат не имеют окон. Весь дом задней частью вписан в гору. В ней для этого выкопана ниша.
...Проработав немало лет на шахте, под землей, Донченко рано ушел на пенсию - в 50 лет. Тогда же и задумал строить собственный дом. Теща, которая жила в селе Самбек, выделила зятю три сотки земли. Когда показал районному архитектору наброски будущего дома, тот лишь усмехнулся: "Попробуй построить. Если получится, сделаем фото, опубликуем в журнале под рубрикой "Чудаки удивляют мир".
Участок оказался со сложным рельефом. Уклон - 60 градусов. Площадку под стройку надо было либо выравнивать, либо вертикально снять часть грунта, а дом "припочковать" к обрезанной горе. Наш герой предпочел второй вариант. Донченко с помощью лишь лопаты и тачки почти два года доводил стройплощадку до кондиции.
...Из залитой светом гостиной дверь, расположенная слева, ведет в две спальни. Эти комнаты уже достроены, в них и живет последние шесть лет чета Донченко. За аркой справа - кухня, фасад ее тоже из стекла.
Если в обычных домах с первого этажа нужно подниматься на второй, затем третий, у Донченко все наоборот: экскурсию по дому нужно начинать с третьего этажа, а завершать на первом, где расположены мастерская хозяина, вторая кухня, сауна и кладовая. "Лестница наверх, ведущая вниз" - это будто бы про его дом сказано.
При скромных финансовых возможностях пенсионера кирпич для возведения стен - непозволительная роскошь. Поэтому Донченко обратил внимание на то, что в буквальном смысле валялось у него под ногами. Раньше поселок отапливался углем, а шлак за ненадобностью выбрасывали. Будущий домовладелец собирал его и привозил на свою стройплощадку. Он-то знал, что, помимо дешевизны, у шлако-блочных стен есть еще одно преимущество - они очень теплые. Лес-кругляк покупал тот, что подешевле, а потом распускал его на доски в колхозной мастерской. Рамы для окон почти даром достались ему от приятеля. А сварочные, столярные, кровельные и другие работы выполнял сам. Помогали дети и жена Мария. Она, впрочем, никогда и не ворчала на то, что жить на пенсию, которая на двоих составляет чуть больше пяти тысяч, да при этом еще строиться - это утопия. Мария и сама научилась орудовать мастерком, лопатой и малярной кистью. "Лишь бы здоровья хватило дом достроить", - вздыхает она.
Лет пять назад Григорий Степанович стал замечать, что силы за время строительства явно поубавились. Когда разменял восьмой десяток, болячки полезли одна за другой. Подумал - и построил прямо во дворе пирамиду высотой 11 метров. Начитался в журналах, что пребывание внутри нее помогает от разных хворей. С тех пор, если занеможется, бежит в свое новое пристанище. Зарядится энергией - и вновь на стройку. "Может, самовнушение? - удивляется вслух Донченко. - Но мне помогает, и ладно!"
- Кто-то живет в доме-развалюхе, пьет горькую и считает это нормальной жизнью. А я спиртного в рот не беру, строю дом, который не стыдно будет оставить детям, - рассуждает бывший шахтер, которому в следующем году стукнет 80 лет. - Разве моя жизнь при этом лишена смысла?
Конечно, нет, Григорий Степанович!