- Я как подумаю, что придется идти на вокзал к своему поезду, становится страшно, - делится со мной таджик Фарух. - Еще не доходя до перрона, появляются посредники: "Я тебя до вагона доведу, посажу на место". Услуга стоит от 500 до 1000 рублей в зависимости от количества багажа. Мы знаем, кто это такие - обыкновенные вымогатели, которые работают вместе с милиционерами. Даже если документы в порядке, лучше заплатить. Иначе изобьют прямо у вагона, а вещи отнимут. Милиционеры и не подойдут, сделают вид, что не заметили.
И так происходит три раза в неделю, когда отправляется вечерний поезд на Душанбе. Или дневной в Ташкент. Поезд, время отправления можно менять - суть остается. Откровенный прилюдный грабеж в столице нашей Родины. И так каждую неделю, каждый месяц, каждый год.
Гастарбайтеры всяк на свой лад приспосабливаются. Например, умный таджик, узбек, хохол деньги с собой берет только на дорогу. Тот же Фарух вообще старается бывать дома пореже. Последний раз на родине был три года назад. А когда все же едет на побывку, то оставляет при себе на четыре дня путешествия по "чугунке" 5 - 6 тысяч рублей. Иначе, мол, "все доходы ваши стражи порядка отберут". Везет из вещей только необходимое. Заработок, в среднем 500 долларов в месяц, он регулярно переводит через банк домой.
- Много ваших работают в России?
- Да считай вся молодежь Таджикистана! - уверяет меня Фарух.
Мой собеседник, пожалуй, прав. По некоторым экспертным данным, примерно миллионный контингент искателей доходов прибывает в Россию только из Таджикистана. Отправляют мигранты в свою солнечную республику до миллиарда долларов ежегодно, а то и больше. Что соответствует примерно двум годовым бюджетам Таджикистана.
- Буду проезжать на поезде через Узбекистан, Казахстан, Киргизию, - делится Фарух, - вот тогда и куплю все, что надо. Продавцы приносят дешевые товары прямо к вагону. Телевизоры, одежду... Дешево. И в этих республиках нас не обирают.
Лена, моя знакомая из Приднестровья, которая работает в Подмосковье сиделкой, приспособилась к хищникам в погонах по-своему:
- Мои чемоданы до вагона подносят московские друзья. А я сама иду по платформе с букетиком цветов, изображая провожающую...
Для ментов трудовые мигранты, производящие для России на миллиарды и миллиарды долларов товаров и услуг ежегодно, на которых нынче держится чуть ли не вся строительная индустрия страны, - чурки, чурбаны. С ними и не надо церемониться. Какой пришелец пойдет жаловаться, какому из них вообще придет в голову мысль официально посетовать на произвол?
- Кругом "посредники", кругом жулики, - продолжает рассказ Фарух. - Начинают трясти, как только приезжаешь в Россию. Получить разрешение на работу - отдай 8 - 12 тысяч рублей. Столько берет какой-то "посредник". Иначе останешься без разрешения. Пройти обязательную медкомиссию - еще 4 - 5 тысяч рублей. На самом деле я ничего и не проходил, просто отдал деньги еще одному "посреднику".
И в конце концов вокзальная тысяча на дорожку или мордобой на выбор. И чего тогда Фарух приехал к нам, если кругом поборы и произвол?
- У меня дома, в поселке имени 8 Марта, что недалеко от Душанбе, большая семья. Шесть детей. Старшая дочь Рузигул учится в Душанбе в институте на компьютерном факультете. Каждый месяц обучения стоит 200 долларов. Манучир, Мухамед, Азиза и Беруз занимаются в школе. За каждого надо ежемесячно платить в переводе на ваши деньги 150 рублей и еще по 100 рублей на занавески, уборщицу, ремонт, не считая стоимости учебников, формы. Все тоже надо покупать. Есть еще дочь Фариза. Ей пять лет. Жена Раджавгул работает, - продолжает излагать простые секреты домашней экономики мой собеседник, - на уборке хлопка. В месяц получает 800 рублей. Если я не заработаю, не переведу деньги, как им жить? Бросил семью ради детей.
Доходы населения в республике, как свидетельствует статистика, и в самом деле низкие. В среднем от 3 до 20 долларов в месяц. Поэтому и рвется Фарух, как и все его земляки, от откровенной нищеты на заграничные заработки... Куда поехать? Лучше всего, по мнению Фаруха, попасть в Америку, где можно зарабатывать на той же стройке до 5 тысяч долларов в месяц. Но попасть за океан - это очень дорого. На втором-третьем месте в шкале предпочтений - Москва, Казахстан. Еще можно поехать в Китай. Он ближе всего, но там столько не заработаешь.
Мой знакомый готов на все. Он может копать землю, бетонировать, укладывать плитку, монтировать электрику, белить, красить, собирать панели... Работать, если надо, по 14 - 16 часов в день. Хотя в прошлом он - школьный учитель русского языка. Как классный руководитель получал до 5 - 6 тысяч рублей в месяц, пока не решил отправиться в Россию. За Фарухом потянулись его родные младшие братья - Бек, Максим.
Копают траншеи, месят бетон вместе с Фарухом его коллеги учителя. Тош Нуров, Шукуру Мухубуло - оба закончили русский литфак в пединституте имени Шевченко в Душанбе. Приехал на заработки в Россию еще лет десять назад главный врач Гиссарского района Насим Ходжаев. Уважаемый человек предпенсионного возраста. Строит сейчас вместе с сыном Парвизом, который тоже закончил медицинский институт, коттеджи в элитном подмосковном поселке. Обычно земляки назначают Насима бригадиром. А бывший лекарь, если надо, их бесплатно лечит, делает уколы, рекомендует лекарства. Но и пожилой главврач боится московских ментов. И с него деньги берут, как со всех остальных. И избить могут, несмотря на седину и бороду.
- Выгоднее всего работать на частника, - объясняет Фарух. - На больших строительных фирмах часто обманывают. Обещают 15 тысяч в месяц, а дадут потом десять. А то и вообще "забудут" заплатить. Если хороший прораб попадется, то еще ничего.
...Максимум экономии во всем. Живут таджики обычно там, где работают, не выбираясь на опасную улицу. На обед, ужин - вареная картошка, морковь, обязательный лук. Самое популярное блюдо - дешевая вермишель в пакетиках. Для разнообразия покупают кильку, тушенку. Прав и страховок никаких. Заболел - плати за лечение, пребывание на больничной койке, лекарства. И всегда рядом страшная тень бессовестных.
- На брата моего, Бека, - рассказывает Фарух, - в прошлом году пало подозрение, что он обворовал коттедж. Забрали в милицию, требовали, чтобы преступление взял на себя. Били, но Бек отказался... После "уговоров" в милиции попал с переломами в больницу. Потом выяснили, что воровство произошло в декабре, а брат появился в Москве только в январе.
- Вы все время работаете в России, а как же тогда пенсия?
- На нее и не рассчитываем, - вздыхает Фарух. - Она составляет 100 - 150 рублей в месяц, максимум - 500, а мешок муки стоит у нас больше тысячи.
- Слышал ты об идее поставить памятник неизвестному таджику, который построил новую Москву?
- А почему бы и нет? Ваши, знаешь, как работают?.. Получают зарплату и неделю бухают. Потом появляются все в синяках.
- Как же ты будешь все-таки добираться до дома, Фарух?
- Может быть, возьму билет на самолет - из Шереметьево в Душанбе летает. Дороже, но спокойнее. В аэропорту милиция не свирепствует. А приеду домой, - мечтает Фарух, - обязательно стол накрою. Барана зарежу, всех родственников позову. Так у нас принято отмечать возвращение...
* По состоянию на конец 2006 года в России находился миллион легальных трудовых мигрантов и до 10 миллионов - нелегальных.
* В ближайшие 20 лет России потребуется около 25 миллионов трудовых мигрантов.
* Вклад мигрантов в экономику России составляет порядка 50 миллиардов долларов, или 3,8 процента ВВП.
* Больше всего нелегальных мигрантов приезжают в Россию из Узбекистана, затем следуют граждане Украины, Таджикистана и Молдавии. Большая часть нелегалов оседает в крупных городах, Южном федеральном округе. Данные о "подпольных" мигрантах в Москве существенно разнятся. Называют цифры от 500 тысяч до 1,5 миллиона человек.
* Средний мигрант зарабатывает в России около 180 долларов в месяц.
* В общей сложности доходы приезжих составляют ежегодно порядка 20 миллиардов рублей. Две трети из этих средств они отправляют на родину. При этом, скажем, мигранты из Таджикистана переводят своим семьям - до 2 миллиардов долларов, а посланцы Грузии - до миллиарда...
(По данным Федеральной миграционной службы.)