Однако, если вдуматься, судьба зала была предрешена. ГЦКЗ и внешне, и технически во многом похож на свою тезку - сносимую гостиницу "Россия". Как заметил директор Института искусство-знания А. Комеч, "можно построить другой зал. И даже примерно в том же месте. Если район будет поделен на кварталы, один из них, допустим, почему бы не отдать под концертный зал? Плюс, с моей точки зрения, в ГЦКЗ "Россия" очень плохая акустика, которая на что-то годится лишь вкупе с мощной усиливающей аппаратурой. Звук там очень громкий и грубый. Я в данном случае ничего, кроме того, что зал этот жаль, потому что мы к нему привыкли, не вижу".
Памятником архитектуры концертный зал никогда не был, его внешняя привлекательность оставляет желать лучшего. Встроенный в незамысловатый квадрат гостиницы, он смотрелся органично, в новый же проект явно не вписывается. Причем неважно, каким именно был бы этот проект - в стиле старой застройки Зарядья или нового XXI века - "конструктивизм" 60-х равно чужд и тому и другому. Что касается технической "начинки" зала, то, конечно, в ходе реконструкции в 90-х она была значительно улучшена, но все же современные технологии несравнимы с тем, что было даже десять лет назад. Если продумать все хорошенько с самого начала, архитектура и техническое оснащение только дополнят друг друга.
Вполне откровенно высказался ведущий российский сценограф Борис Краснов: "Объективно "Россия" была меркой советской и российской эстрады. Но, видимо, всему свое время - и Уэмбли в Англии снесли, и много чего еще сносят, что морально устаревает".
Решение о замене зала на новый было логичным, и у заинтересованных лиц оно не вызывало сопротивления. Это касается и специалистов-архитекторов, которые четко понимают, что новое здание будет гораздо лучше гармонировать с новой застройкой. Это касается и артистов, которых вообще больше волнует не аутентичность зала, а совершенно практический вопрос - сохранение площадки для выступлений. Помнится, недовольство артистов вызвала информация о закрытии зала на время реконструкции. А когда было принято решение о переносе концертных программ в Лужники, это сразу сняло напряжение. Сейчас эстрадные звезды, должно быть, заинтересованы в ускорении нового строительства. Тем более что по проекту застройки Зарядья концертных залов будет целых три - киноконцертный зал на 3,5 тысячи мест, филармонический зал на 1,5 тысячи мест и малый зал примерно на 500 мест. Что касается технической оснащенности, то она будет лучше той, что есть сейчас. ГЦКЗ только из-за одной своей акустики не предназначался, например, для проведения симфонических концертов.
Кстати, аура старого зала для кого-то из артистов была положительной, а для кого-то отрицательной. Например, лидер рок-группы "Чайф" Владимир Шахрин как-то признался: "С ГЦКЗ отношения у нас не сложились. Его пафос для нас сомнителен". Так что одни считали его мерилом успеха, другие - пафосным местом, не предназначенным для душевного общения с публикой.
Гостиница "Россия" - это, безусловно, история. И прощаться с некоторыми ее страницами действительно жаль. Но, сопоставив все плюсы и минусы, можно согласиться, что предлагаемое по новому проекту концертное пространство понравится зрителям и артистам.
За разговорами о судьбе ГЦКЗ гораздо меньше внимания было уделено тому, что в ходе заседания Общественного градостроительного совета проект реконструкции Зарядья в целом был раскритикован мэром Москвы Ю. Лужковым. И это несмотря на именитого архитектора-англичанина с мировой известностью лорда Норманна Фостера. Главная претензия к проекту - несоответствие его архитектуры исторически сложившейся китайгородской и в целом московской стилистике.
Однако решение Совета не означает принципиальной неудачи проекта - речь идет о необходимости его более тщательной проработки в связи с высочайшей общественной значимостью. Застройка Зарядья открывает перед городом массу новых возможностей в области культуры, среди которых новые залы - только часть, пусть и очень важная. Создается архитектурный ансамбль, который станет центром притяжения для москвичей и туристов. Появятся новые музеи, большая парковая зона. На таком фоне концертный зал мирового уровня, давно заслуженный столицей, будет смотреться особенно уместно.