Еще в минувшем январе в Москве числилось около 3 тысяч пустующих квартир, чьи хозяева отошли в мир иной. Впрочем, на данный момент две трети из них уже обрели своих законных наследников. По статистике, в сухом остатке 945 ничейных жилых помещений.
- Еще пять лет назад в Москве действовало постановление правительства, согласно которому все пустующее жилье направлялось на общегородские цели, - говорит Алла КРОШОНКИНА, начальник управления реализации программ по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы. - Теперь после изменений в гражданском законодательстве права собственника на выморочную недвижимость получили федеральные власти. Однако порядок передачи этого имущества государству должен определяться отдельным федеральным законом, а он до сих пор так и не принят. Вот и получается: федеральные власти, как та собака на сене, - ни себе, ни муниципалитетам.
Тот факт, что квартиры в Москве пустуют, странен и сам по себе. Сегодня в очереди на улучшение жилищных условия стоят около двух сотен тысяч семей. Ожидание растягивается на многие годы. К тому же существование "ничейных" квартир открывает широкое поле деятельности для аферистов. Уже ставшее выморочным жилье или квартиры, принадлежащие старикам без наследников, особенно привлекательно для мошенников. Нередко такую жилплощадь переоформляют в собственность еще при жизни хозяина. Или, если вовремя не подсуетились, "задним" числом.
Одна из жительниц дома N 20/9 по Профсоюзной улице - женщина одинокая и состоятельная - внезапно умерла в больнице при невыясненных обстоятельствах. После нее осталась хорошо "упакованная" двушка, на которую быстро нашелся новый собственник... некая частная фирма. По документам, предоставленным коммерсантами, бывшая хозяйка якобы завещала свою жилплощадь именно им.
В запасе у Елены ШИРЯЕВОЙ, главного специалиста Управления департамента жилищной политики и жилого фонда по Юго-Западному округу столицы, таких историй хватает. Еще один пример - на однокомнатную квартиру на Херсонской улице, 28, после смерти ее владельца, заявил права "племянник". Бедному родственнику не повезло. Буквально тут же переоформлять на себя помещение пришли и настоящие наследники. Позднее в ходе следствия выяснилось, что "племянничек", чтобы завладеть жилплощадью, состряпал фиктивное завещание. Еще один, не менее распространенный вид мошенничества - поддельное свидетельство о браке. Липовые жены и мужья часто объявляются буквально на следующий день после кончины "второй половины", претендуя на "нажитое в браке" недвижимое имущество.
- Пустующее жилье очень часто заселяют не только отдельные мошенники, но даже и представители официальных органов. Разумеется, в обход законодательства, а попросту говоря, самозахватом, - рассказывает Елена Ширяева. - На той же Херсонской улице бесхозную квартиру самовольно заняли руководители местного ДЭЗа, поселив туда своих работников.
Несмотря на то что выморочное жилье принадлежит государству, столичные чиновники вынуждены заниматься выявлением такой жилплощади через органы ГУВД и единые расчетные центры. А так же брать на себя расходы по коммунальным платежам и за эксплуатацию жилого дома. Например, за однокомнатные апартаменты в год набегает порядка 3 - 4 тысяч рублей.
По умолчанию сложилась и другая практика. Сегодня городские власти фактически вынуждены нарушать закон. В обход государства передавать бесхозное жилье очередникам - военнослужащим, ликвидаторам ЧАЭС, пострадавшим от политических репрессий и реабилитированным гражданам. В общем тем, кому новые квартиры должны выделять федеральные власти. Только непонятно: радоваться таким новоселам или огорчаться. Права-то у них на жилплощадь получаются птичьими. В любой момент объявившийся наследник прежнего хозяина или государство могут потребовать возврата имущества.
Сейчас Мосгордума выступила с инициативой передавать жилье умерших собственников, наследники которых не найдены, в собственность муниципальных образований. А в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - в собственность субъекта РФ. Соответствующий законопроект направлен в Госдуму. Столичные парламентарии рассчитывают убедить коллег в разумности своих доводов.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Галина Хованская, депутат Госдумы:
- Вопрос этот, конечно, нельзя считать первоочередным для государства. Ситуации, когда умирает одинокий человек, у которого нет наследников, не столь часты. Но такие случаи все-таки есть. А значит, есть необходимость решать вопрос с жильем, которое остается после смерти его хозяина. Я как раз сейчас этим занимаюсь, но пока рано говорить о результатах.