Белокаменная со своей популяцией железных коней умудрилась обогнать даже Нью-Йорк, долгое время первенствовавший в мире по показателю плотности автомобилей на квадратный километр территории. Сейчас в "Большом яблоке" их около 3 тысяч на квадратный километр. В нашей столице такой показатель теперь равняется 3200 авто.
- Рост количества автомобильного транспорта в Москве окончательно вышел из-под контроля, - заявил корреспонденту "Труда" заведующий кафедрой инженерной экологии Московского автомобильно-дорожного института Юрий ТРОФИМЕНКО. - В часы пик на улицах столицы одновременно находится в движении свыше 850 тысяч автомобилей. Именно на автотранспорт приходятся 4/5 от общего объема выбросов загрязняющих веществ в Москве.
- В Москве сложилась критическая ситуация с автомобильными выбросами в окружающую среду, - вторит ему председатель Союза общественных экологических организаций Москвы Андрей ФРОЛОВ. - Жизнь москвичей под угрозой, они практически вымирают. После вывода многих вредных промышленных предприятий за МКАД наибольшую опасность здоровью представляет именно автомобильный транспорт.
При этом 70% машин в Москве - отечественные и старые. У многих из них карбюраторные двигатели не дотягивают даже до экологического стандарта "Евро-1". Около 15 процентов - "бэушные" иномарки, которые с натяжкой выходят на "Евро-2". И только у 15 процентов современных иномарок двигатели подходят под стандарт "Евро-3", по которому живет Европа. Переходить на европейские требования в этом вопросе - залог в прямом смысле выживания, считают экологи.
Кроме того, по их мнению, необходим жесточайший контроль за качеством бензина в столице. И в частности, беспощадная борьба с примесями, которые обнаруживаются в большинстве проб, берущихся на местных автозаправках. Кстати, самая распространенная столичная "присадка" - тетраэтилсвинец! При том что это соединение признано влияющим на генетику биологических организмов.
Еще одной мерой может стать строгий запрет на въезд в пределы МКАД транзитного грузового автотранспорта.
- В столице почти 80 процентов грузовых перевозок осуществляется нелегальными автомобилями, - убежден председатель центрального совета межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр КОТОВ. - Многие фирмы используют грузовики из Молдавии, Дагестана, Украины, других стран и регионов. Необходимо навести порядок в организации грузоперевозок. Ведь ни для кого не секрет, что достаточно обсудить с гаишником "цену вопроса" - и доступ будет открыт куда угодно. По нашим данным, только за один день по Москве нелегалы платят стражам дорог до 1 миллиона рублей. И самосвалы эти работают на дешевом и грязном бензине, без всяких нейтрализаторов и катализаторов.
- Мы должны выработать общую позицию по отношению к проблеме автомобильного транспорта в Москве, - заявила корреспонденту "Труда" председатель комиссии по экологической политике столичного парламента Вера СТЕПАНЕНКО. - Уже в будущем году мы планируем принять специальный закон, по которому движение автотранспорта по целому ряду улиц и районов города будет ограничено. Конечно, постараемся учесть все существующие мнения и точки зрения на проблему. И в первую очередь необходимо будет определить территории, где сложилась наиболее критическая ситуация и возможность доступа на которые автотранспорту необходимо запретить или резко затруднить.
По мнению Степаненко, первоочередными шагами по выходу из "автомобильного кризиса" станут платный въезд в центр столицы, ужесточение контроля технического состояния автомобилей, систематизация и усовершенствование автомобильных потоков по основным магистралям города.