ПРАВДА - КАК КУЛАК

С 23 декабря у Польши будет новый президент. Высший государственный пост займет Лех Качиньский, 56-летний юрист, мэр Варшавы, по взглядам правый консерватор, выигравший в минувшее воскресенье второй тур выборов у либерала Дональда Туска. Он потерпел поражение, видимо, потому, что поляков испугали его обещания провести радикальные рыночные реформы. По данным опросов на выходе с избирательных участков, за Леха Качиньского проголосовало около 55 процентов избирателей. Отрыв столь значителен, что никто не сомневается в его окончательной победе.

Недавно партия братьев-близнецов Качиньских "Право и справедливость" выиграла парламентские выборы. У них была уверенность, что они обязательно получат один из высших постов - президента или премьер-министра. Уверенный в победе Леха на президентских выборах, брат Ярослав не стал занимать кресло главы кабинета министров. Избиратели Польши сочли явным перебором присутствие на олимпе близнецов. Во время предвыборной кампании они даже избегали появляться вместе на публике.
Защитник католических традиций Лех Качиньский обещал стране моральную революцию. Он запрещал гей-парады в Варшаве. В экономике отдает предпочтение не революции, а быстрой эволюции. Главная задача - победить безработицу, которая достигает 20 процентов, и повести эффективную борьбу с преступностью. Эксперты считают Польшу самой коррумпированной страной Евросоюза. Качиньский намерен создать новую спецслужбу - антикоррупционное управление.
Новый президент считает, что польские политические элиты - в отличие от старых демократий - не имеют общего понимания основных проблем. Не принадлежавшие к старой номенклатуре люди, которых интересовал бизнес, после 1989 года не получили шанса. Старая номенклатура все забрала себе, говорит он. Прежняя служба безопасности (СБ) была распущена, но Польша осталась страной агентов, управляемой агентами. Из 25 тысяч функционеров СБ около 10 тысяч попали в полицию, а 5 тысяч остались служить в управлении охраны государства. Остальные пошли в бизнес и охранные фирмы. В опоре на этих людей возник политико-хозяйственно-криминальный строй. Надо его разбить. И заодно избавиться от энергетической зависимости от России, которая, по мнению Качиньского, хочет иметь в Польше большее влияние, чем в других странах региона. И есть поляки, которые в этой игре помогают россиянам.
"Я уже 15 лет выступаю сторонником раскрытия всех агентов. Всех! За исключением тех, которые нормально исполняют свои обязанности за границей. Должны быть открыты тайные досье на всех политиков", - неоднократно заявлял Лех Качиньский. Инструментом борьбы будут некая комиссия правды и справедливости, точнее, общественно-парламентская суперкомиссия с весьма далеко идущими полномочиями, с правом иметь собственных прокуроров и выносить строгие наказания. Главные вопросы, которые она будет отслеживать, это энергетическая безопасность страны, а также роль разных спецслужб за последние 15 лет.
Не будет ли это комиссия политической мести? "Не утверждаю, - отвечает Качиньский, - что такой проблемы нет. Главное, чтобы комиссия понимала, что грехи не только на одной стороне политической сцены".
После опубликования первых результатов Качиньский, несмотря на то, что ранее ставил под сомнение целесообразность вхождения Польши в зону евро, пообещал к 2010 году провести референдум о введении в стране единой евровалюты. Кроме того, уже заявил, что намерен улучшить отношения с Россией и Германией, которых он часто критиковал в входе предвыборной кампании.
Новый президент хочет иметь и новую конституцию. Она не должна предусматривать президентскую форму правления, по ней глава государства выступает неким моральным суперарбитром, который может вмешиваться, когда есть угроза основополагающим ценностям. Например, отказывать в назначении министра, если имеются документы, свидетельствующие, что его назначение угрожает безопасности государства, правопорядку или общественной морали. Может также потребовать отставки правительства или отдельных его членов, а если сейм откажет, распустить его.
Президент, считает Качиньский, вправе обладать законодательной инициативой - в форме распоряжения главы государства, имеющего силу закона. Распоряжения эти должны утверждаться сеймом, но без канители: да или нет. При сегодняшнем способе правотворчества в парламенте хороших законов принять не удается.
В новой конституции будет заложена социально ориентированная философия государства. Оно не должно отворачиваться от гражданина, но вправе отвечать на его нереальные запросы: "Это сделать не получится". Право должно служить защите основных, ежедневных потребностей людей: собственный спокойный дом, эффективная служба здоровья, работа. Закон, обещает полякам Качиньский, будет предусматривать в рамках рынка как можно большую помощь государства в решении проблем граждан.