Не обошлось и без человеческих жертв: в Ставропольском крае, по официальным данным, погибли одиннадцать человек, в Карачаево-Черкесии - восемь. Десятки людей считаются "без вести пропавшими".
Говорят, такого размаха стихии на юге России не наблюдалось целое тысячелетие. Во всяком случае, история не помнит ничего подобного.
Вместе с тем мало кто знает, что в те черные июньские дни удалось предотвратить еще большую беду - местные газовики успели перекрыть задвижки и не допустить взрывов газопроводов, которые стерли бы с лица земли целые населенные пункты. В Ессентуках, например, специалистам приходилось десятки раз нырять в залитые водой колодцы, чтобы перекрыть газ, в Адыгее на помощь призвали водолазов из МЧС, и они двое суток искали затопленные задвижки, а в Карачаево-Черкесии, где газовые объекты пострадали больше всего, вереница дней для сотрудников "Карачаево-Черкесскгаз" слилась, говоря высоким слогом, в единый трудовой подвиг...
Объяснение героизму простое: газовое производство связано с повышенной опасностью, профессионалы не понаслышке знают, что это такое. Поэтому они и не уходили со своих рабочих мест, несмотря на то, что у многих были затоплены дома, безвозвратно утеряно имущество, а их семьям все хозяйственные и юридические вопросы приходилось решать в одиночку.
Сегодня пострадавшие от паводка районы возвращаются к нормальной жизни. Процесс непростой и зачастую болезненный. Побывав в местах, пострадавших от наводнения, я увидела, что проблем здесь гораздо больше, чем видится из Москвы.
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Вода пришла в Ессентуки поздней ночью. Ее атака оказалась настолько стремительной, что о спасении имущества думать не приходилось: люди покидали дома налегке. Сегодня сырые дворы микрорайонов зияют разрушенными постройками, кое-где встречаются ржавые остовы автомобилей.
- У нас тут "легковушки" на газопроводах висели,- говорит директор ОАО "Ессентукигоргаз" Николай Крыжановский. - Теперь многое удалось разгрести. К слову, за три месяца из города вывезли 75 тысяч кубометров песка и ила. Свою часть работ мы уже завершаем. Даже отопительный сезон начали вовремя. Но нерешенных вопросов осталось много.
Как и все газораспределительные организации, "Ессентукигоргаз" выполняет не только производственно-технологическую, но и социальную функцию. Поэтому никто из специалистов не удивился, когда задача возобновления газоснабжения значительно опередила потоки финансирования. Из собственных средств да из тех, что направил через "Регионгазхолдинг" Газпром на возвратной основе, и восстанавливалась целостность газоснабжения. Только в Ессентуках на это потратили 470 тысяч рублей. Всего же по Ставропольскому краю восстановление газового хозяйства обошлось почти в 50 миллионов. Основную часть средств предоставил Газпром через ОАО "Регионгазхолдинг" (в том числе и на возвратной основе), а два миллиона краевая газовая организация изыскала на месте.
Руководству газовых предприятий, помимо выполнения своих прямых обязанностей, приходится бегать по высоким начальникам и прокуратурам, поскольку, оправившись от удара стихии, пострадавшие жители начали предъявлять к ним обоснованные и необоснованные претензии, требуя подать тепло и свет даже в дома, не пригодные для проживания.
- Таких домовладений только в Ессентуках 315,- рассказывает технический директор "Ставрополькрайгаза" Николай Романов.- Решением двух комиссий (краевой и Госстроя) жить в них запрещено. Людям выданы сертификаты на получение или строительство нового жилья.
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
- Погода подводит,- досадует директор ЗАО "Карачаево-Черкесскгаз" (или КЧГ, как его тут сокращенно называют) Иван Лашков. - Работы еще порядком осталось. Но, думаю, в установленные сроки уложимся.
Сроки газовиков несколько отличаются от правительственных: руководство республики требовало до 15 октября все закончить. А что делать, когда газовое хозяйство на 70 процентов разрушено паводком? И дождь каждый день? А чтобы восстановить газовые переходы через горные реки, надо опоры основательные поставить, скважины пробурить, забетонировать и 24 дня подождать, чтобы бетон "схватился". Из двадцати четырех переходов паводком снесено 19. Пятнадцать уже восстановлены. Шестнадцатый, повышенной сложности, завершили на этой неделе.
Иван Алексеевич показывает газовый переход через реку в Кубанском ущелье: вантовый красавец, гордость инженеров, проектировщиков, эксплуатационников. Рядом проходит магистраль "Кавказтрансгаза", участок которой тоже был разрушен стихией и тоже восстановлен в считанные дни.
АДЫГЕЯ
На окраине поселка Еленовка выросла новая улица. В начале ноября здесь начнутся новоселья, а пока газовики, энергетики, водопроводчики прокладывают коммуникации, спешат захватить теплые дни.
Долгое время здесь не могли приняться за работу: вода в равнинных местах стояла больше месяца. Если по Ставрополью и Карачаево-Черкесии она прошла бурным потоком, то здесь остановилась, размыв жилье и кладбища, похоронив в мутных водах десятки голов скота и превратив большие участки земли в сточную яму, кишащую змеями.
Пять населенных пунктов республики признаны непригодными для жилья. И все же люди не хотят покидать насиженные места. В ауле Хатукай кипит жизнь: вывозятся остатки разрушенных домов, ремонтируется сохранившееся жилье, прокладывается воздушный газопровод взамен старого, сгнившего под землей. А рядом, возле магазина, начихав на сухой закон, установленный на время восстановительных работ, спит счастливым сном пьяный мужичок.
- Женщина тут одна упирается,- жалуется мастер хатукайского газового участка Рашит Жуков,- не дает через свой огород нитку прокладывать. Уж и так с ней, и эдак...
- А чего она упрямится?
- Кто ее знает. Не говорит. Мы уже хотим в милицию обратиться, чтоб ее урезонили. Она же нам график работ срывает.
Причина теткиного упрямства скоро выяснилась: просто ей тоже хотелось иметь в доме газ, а выбрать правильный тон разговора никак не могла.
- Вопросов такого рода возникает множество,- говорит генеральный директор ОАО "Адыггаз" Станислав Самонин. - По возможности стараемся их решать на месте.
Но есть проблемы, которые самим решить не под силу. Как говорили газовики практически во всех пострадавших регионах, стихия подтвердила необходимость объединения всех газовых систем в единую цепочку. Сегодня после десятилетнего разрыва началась консолидация и интеграция разрозненных газораспределительных хозяйств в единую газотранспортную систему. 195 миллионов рублей, выделенных Газпромом на восстановление объектов газоснабжения, а также организационная и техническая поддержка газораспределительным организациям были не просто знаком доброй воли, а необходимым шагом, без которого газовая система юга России не могла бы возродиться в столь короткие сроки.