"КТО НЕ С НАМИ, ТОТ ПРОТИВ НАС"

Здесь представлена уникальная коллекция подлинных документов и вещей периода 1917-1932 годов, когда молодая Советская республика сумела привлечь к делу революционной агитации представителей всех видов творчества. Тогда еще не успела сформироваться жесткая политика партии в отношении искусства, а с политической цензурой можно было дискутировать. И многие художники прославляли новое государство всяк на свой лад.

Так, политические плакаты, часто выполненные от руки в лубочной манере тиражом от 1 до 200 экземпляров, рассказывали о том, что случится, если не защищать Советы или не помогать продовольствием Красной Армии. Таковы работы В. Маяковского, В. Лебедева, М. Черемных. С годами менялись агитационные задачи, и на плакатах конца 20-х уже в жанре фотомонтажа и экспериментального фото звучали призывы к подъему тяжелой промышленности и развертыванию соцсоревнования ("Множьте ряды ударников-стахановцев!").
Коллекция из фарфоровых экспонатов включает творения художников Государственного (бывшего Императорского) фарфорового завода. Блюда с портретами Карла Либкнехта и Розы Люксембург, кружки с Луначарским и Лениным, тарелки со здравицами партийным съездам и октябрьским годовщинам. Очевидно, предполагалось, что пролетарии (кому и адресовалась эта агитация) будут из всего этого есть и пить. Однако сомнительно, чтобы семьи рабочих или крестьян могли позволить себе купить фарфор.
Пролетарское искусство использовало и мещанскую страсть к фарфоровым статуэткам. На комодах теперь должны были стоять "Милиционерка", "Партизан в походе", "Работница, говорящая речь", "Грузчик" и представители других профессий.
Веяние времени ощутил на себе и русский текстиль. Как только легкая промышленность восстановилась от экономической разрухи после гражданской войны, так и ее включили в агитационный процесс. Сошьет бывало пролетарка или крестьянка себе платье из ткани веселенькой расцветочки, а после присмотрится и ахнет - рисунок-то сложен сплошь из пашущих тракторов или слесарящих у станков рабочих. Но хуже всего пришлось владелицам платка с портретом Ленина по центру и Марксом, Энгельсом, Калининым. В четвертом углу помещался портрет какого-то вождя, перешедшего потом в разряд "врагов народа". Дабы не попасть в "пособники", бедным женщинам не оставалось ничего другого, как отрезать четвертый угол.
Подобные выставки преследуют цели не только сохранения исторической памяти, они позволяют анализировать совершенные ошибки, часто приводящие к пагубным последствиям для целой страны.